Внешняя политика 2000-2004

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене.

В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются:

· обеспечение надежной безопасности страны,

· воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка,

· создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России,

· формирование пояса добрососедства по периметру российских границ,

· поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России,

· защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом,

· содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.

В 2000 г. были приняты три важнейших документа:

1. "Концепция национальной безопасности" - определяла наиболее серьезные угрозы интересам России.

2. "Военная доктрина", развивающая положения применительно к оборонительному строительству.

3. "Концепция внешней политики" - базовый документ внешнеполитической деятельности страны.

Направления внешней политики России:

1. Отношения со странами ближнего зарубежья, в том числе со странами СНГ. Ее цель:

· Обеспечение безопасности границ России;

· Сохранение и развитие интеграционных экономических, политических и военных связей между бывшими советскими республиками;

· Раздел военного наследства СССР и решение возникших при этом проблем – статус Севастополя, судьба Черноморского флота и др.

· Поддержка русскоязычного населения в бывших советских республиках (особенно в странах Балтии и Туркмении) на основе «Концепции поддержки РФ соотечественников за рубежом на современном этапе».

2. Отношения со странами дальнего зарубежья (США) Главные проблемы: разоружение, обеспечение безопасности, тесное экономическое сотрудничество.

3. Восточное направление:

· Ближний Восток – участие в урегулировании арабо-израильской проблемы;

· Тихоокеанский регион: развитие взаимовыгодных экспортно-импортных операций, нормализация отношений с Китаем, подготовка подписания мирного договора с Японией.

4. Отношения с африканскими странами. Россия вместе с другими западными странами выразила в 2005 г. Готовность списать долг в 11,3 млрд долл., который государства Африки отдать не могут.

Основные внешнеполитические проблемы, с которыми столкнулась Россия на рубеже II и III тысячелетий, заключались:

· в крайней слабости государства,

· неуверенности зарубежных партнёров в стабильности внутриполитической ситуации России,

· в непредсказуемости действий российского руководства при предыдущем президенте Борисе Ельцине.

· Громадный внешний долг, а также дефолт 1998 года были главными факторами, определявшими отношение к России со стороны международного сообщества.

· В отношениях с прибалтийскими государствами основным фактором стало их вступление в НАТО в 2002 году. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы постоянно выдвигают претензии к России за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. Наиболее остро этот вопрос был поставлен на праздновании 60-летия Победы 9 мая 2005

года. В Россию отказались приехать президенты Эстонии и Литвы. Москва не признаёт ни факта наличия каких-то претензий со стороны прибалтийских государств, ни их трактовки исторических событий.

· Сложными в этот период были взаимоотношения России и Украины. Во время президентских выборов на Украине в 2004 году Россия поддержала кандидатуру занимавшего тогда пост премьер-министра Украины Виктора Януковича. Он выступал с программой построения более тесных связей с Россией, предоставления русскому языку на Украине официального статуса. Основным его противником был Виктор Ющенко, известный антироссийскими инициативами (в частности, призывами вступить в НАТО). В.Янукович был единственным кандидатом, способным реально противостоять В.Ющенко. Поэтому выбор России был очевиден.

· После победы В.Ющенко Украина проводила в отношении России непоследовательную политику. В конце 2005 — начале 2006 года произошло обострение российско-украинских отношений, связанное с нежеланием Украины платить за поставляемый из России газ по рыночной цене. В результате «газового кризиса» всё же было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Украина будет покупать российский газ по ценам, близким к общемировым. Также были достигнуты договоренности о фиксированной оплате транзита газа через Украину.

· Свержение режима Э.Шеварднадзе в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, а также произошедший после парламентских выборов в марте 2005 года переворот в Киргизии, в результате которого был свергнут президент этой республики Аскар Акаев, поставили перед Москвой задачу более активного взаимодействия с республиками СНГ и проведения более амбициозной внешней политики на постсоветском пространстве.

· В частности, после восстания в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 года Россия поддержала президента республики Ислама Каримова. Вскоре после этого Узбекистан покинул антироссийскую организацию ГУУАМ. Ташкент стал членом ЕврАзЭС, а также активизировал свою работу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Жёсткая позиция России не дала оппозиции провести неконституционные действия в ходе парламентских выборов в Азербайджане и президентских выборов в Казахстане, состоявшихся в конце 2005 года. Россия заняла однозначную позицию по признанию результатов президентских выборов в Белоруссии в марте 2006 года. В ходе этих выборов (за исключением

Казахстана) местная оппозиция действовала по «оранжевому сценарию», заранее объявляя о непризнании результатов выборов, устраивая митинги на центральных площадях и взывая к ОБСЕ и ПАСЕ, чьи наблюдатели часто выполняли конъюнктурный заказ по непризнанию выборов легитимными.

Отношения со странами дальнего зарубежья (США)

Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000—2001 годах являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО 1972 года и создать национальную систему ПРО. Руководство России считало, что создание национальной ПРО (НПРО) Соединенными Штатами разрушает стратегическую стабильность, сложившуюся между СССР и США — двумя ядерными державами — во время «холодной войны», и способно привести к стратегическому превосходству Вашингтона.

В развитие сотрудничества в этой сфере 24 мая 2002 года в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). Договор являлся компромиссом, минимизирующим для России последствия выхода США из договора по ПРО.

К 2012 году стороны наметили сократить ядерные силы до 1700—2200 ядерных боеголовок. Договор гарантирует сохранение ядерного паритета между США и Россией. Договором снимаются ограничения на развёртывание Россией межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с несколькими боеголовками, предусмотренные договором СНВ-2.

11 сентября 2001 года в США произошла серия терактов — террористы-смертники направили 2 захваченных самолета в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, третий самолёт врезался в здание Пентагона в Вашингтоне, ещё один захваченный самолёт разбился в штате Пенсильвания. После терактов 11 сентября Вашингтон объявил своим главным врагом международный терроризм. Россия поддержала США в

антитеррористической кампании. По мнению властей США, лидер террористической организации «Аль-Каида», террорист Усама бин Ладен скрывался в то время в Афганистане. Убежище ему предоставил мулла Омар, лидер экстремистского движения Талибан, захватившего в 1996 году власть в Афганистане.

Примером воплощения новых подходов США к регулированию международных отношений стали события в Ираке. В Совете Безопасности ООН 8 ноября 2002 года была принята резолюция № 1441 о возобновлении инспекционной деятельности ООН на территории Ирака. Однако США вопреки резолюции ООН, используя ложные обвинения в адрес президента Ирака Саддама Хусейна в разработке оружия массового поражения, при поддержке Великобритании вторглись в Ирак. 20 февраля 2003 года началась война с Ираком. Резко против войны выступили Россия, Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Истинные причины состояли в том, что США стремились найти альтернативного Саудовской Аравии поставщика нефти.

Военные действия в Ираке завершились достаточно быстро — уже в апреле были разгромлены основные части и подразделения иракской армии, а войска антииракской коалиции вошли в Багдад. С.Хусейн бежал, но в декабре 2003 года попал в руки американцев, а в декабре 2006 года был казнён. Поиски оружия массового поражения (ОМП) в Ираке так и не дали никаких результатов. 15 декабря 2005 года в Ираке прошли выборы в Национальную ассамблею, началось формирование гражданской администрации. Одновременно в стране резко обострились внутренние конфликты на религиозной почве. В районах, не контролируемых администрацией и войсками антииракской коалиции, активизировались военизированные радикальные группировки, что привело к росту жертв среди населения Ирака. Продолжается и борьба иракцев против оккупационных войск.

Результатом политики США стали и так называемые цветные революции в странах СНГ: «оранжевая революция» на Украине, «революция роз» в Грузии, «революция тюльпанов» в Киргизии. В результате переворотов в Грузии и на Украине к власти пришли проамериканские правительства, что не могло не вызвать протестов и противодействия со стороны Росси

Восточное направление, основные события:

Россия активно участвует в работе такой организации, как Евразийское экономической сообщество. ЕврАзЭС было учреждено в октябре 2000 года в Астане с целью выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран-участников. Среди основателей организации — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Наблюдателями являются Украина, Молдавия и Армения. С января 2006 года Узбекистан стал полноправным членом организации. Помимо ЕврАзЭС, действенной структурой на территории стран

СНГ является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 года был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»). Стороны обязались не участвовать в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной целостности обеих стран. В договоре зафиксировано также отсутствие взаимных территориальных претензий. По результатам визита Владимира Путина в Китай в 2004 г. были подписаны соглашения о восточной части государственной границы. Россия уступила Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский неподалеку от Хабаровска, а граница между Россией и Китаем была проведена по фарватеру реки Амур. Это окончательно урегулировало пограничные вопросы между двумя странами. Россия также добилась от Китая согласия на вступление нашей страны в ВТО.

Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан

Итоги внешней политики:

Ø Во внешней политике 2000-2008 гг. Россия неуклонно проводила курс на партнерство и сотрудничество с разными странами и международными организациями.

Ø На современном этапе усиливаются самостоятельность и независимость от США и Западной Европы активной внешней политики российского руководства, ставящих задачу защиты национальных интересов.

Ø Ряд деятелей и организаций ставят в вину Путину ослабление геополитических позиций России, передачу половины спорных островов Китаю, низкие темпы модернизации армии, закрытие военных баз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: