Опыт формирования городской политики
Контрольные вопросы
1. Дать определение полюса роста.
2. Дать определение кластера.
3. Что такое региональный кластер?
4. К чему привели теории неравномерного пространственного развития в совокупности с теориями экономического роста и теориями агломерационного эффекта?
5. На каких территориях концентрируются инвестиции?
6. Какие принципы положены в основу теории устойчивого развития?
7. В чем сходство между управлением городом и промышленной корпорацией?
8. В чем основное различие между управлением городом и промышленной корпорацией?
9. На что нацелена городская экономическая политика?
10. Какие критерии отнесения поселения к «городу – предпринимателю»?
11. Что понимается под термином «конкуренция городов»?
12. Что понимается под термином «конкурентоспособность города»?
13. Что является экономическим показателем конкурентоспособности города?
14. Что означает маркетинг города?
15. Какова главная цель маркетинга города?
16. Назовите типы маркетинга мест по Ф.Котлеру.
17. Каковы маркетинговые задачи органов местного самоуправления для активизации участия населения в общественной жизни города?
18. Что является самым емким по численности рыночным сегментом города?
19. Как определить уровень конкурентоспособности города?
20. Как оценить эффективность деятельности органов управления городом?
Рабочие заметки студента
В мире существует ряд организаций и институтов, оказывающих влияние на формирование стратегических целей развития городов и их систем, на аккумуляцию ресурсов, на разработку программ и проектов. Одной из таких организаций является Агентство городских поселений ООН, или Хабитат (организована в 1978г.). Хабитат ведет около 154 программ и проектов в 61 стране (Афганистан, Ирак, Руанда, Демократическая Республика Конго и др.) Агентство помогает правительствам этих стран разработать политику и стратегию как на национальном, так и локальном уровнях, направленную на повышение эффективности городского управления, снижения уровня бедности в городах, улучшения качества городской среды, выработку технологии утилизации городских отходов и на социальную стабилизацию.
США. Формирование городской политики в США началось при достаточно специфическом отношении к городам как в среде политиков, так и среди широких масс населения. В отличии от Европы, в США города рассматривались как инородные, опасные части американской цивилизации, где концентрируется иммигранты и где необходим постоянный религиозный, культурный и политический контроль со стороны протестантского сельского населения.
Значительные сдвиги в национальной городской политике США произошли вследствие важнейших пространственных изменений: во- первых, субурбанизации, во вторых, быстрого увеличения численности населения в южных и юго-западных штатах. Кроме того, модифицировались экономические функции городов, претерпела трансформацию их экономическая структура. Большое значение на становление городской политики имело лоббирование городских интересов неправитественными организациями: различными союзами, ассоциациями, организациями.
Все это изменило политическую расстановку сил и привело к изменениям в принципах и подходах к городской политике. Приоритетным стали предпринимательский подход к развитию городов, борьба за привлечение инвестиций, стратегическое планирование и т.п. Первым Президентом, который попытался сформулировать комплексную полноценную городскую политику, был Дж. Картер. В 1978 г. Президент провозгласил национальную городскую политику, получившую название: «Новое партнерство для сохранения американских городов». Она включала несколько государственных принципов, четыре цели, десять направлений и тридцать девять стратегий. Важнейшими принципами городской политики провозглашались:
- ориентация на поддержку самодостаточности и независимости семей на основе комплексного подхода (с использованием налоговой, социальной, образовательной, транспортной и жилищной политики в совокупности);
- ориентация на человеческий капитал, усиление инвестиций в обучение, переобучение и повышение квалификации работников на основе долгосрочного (в течении всей жизни) обучения, в результате чего должна повыситься конкурентоспособность американской рабочей силы на глобальном рынке труда;
- стимулирование частных инвестиций в центральные части городов, особенно нуждающиеся в создании новых рабочих мест и реконструкции среды жизнедеятельности;
- стимулирование сбережений населения с целью покупки жилья;
- проведение политики безопасности (против наркотиков и преступности), а также превентивной политики в молодежной среде;
- национальная городская политика проводится на локальном уровне местными органами власти, местными сообществами и организациями путем создания партнерских отношений между всеми заинтересованными участниками.
Программа была завершена в 1988г. На программу в целом было потрачено 4,5 млрд. долларов, что позволило привлечь 27,0 млрд. долларов частных инвестиций и создать 550,0 тыс. рабочих мест. Три четверти средств программы было израсходовано на развитие городов с численностью населения более 50,0 тыс. человек или на центры агломераций. Условием поддержки городских властей в рамках этой программы было выполнение следующих требований: на каждый доллар гранда должно получено не менее 3-х долларов частных инвестиций; на 15,0 тыс. долларов гранда должно быть создано одно рабочее место, увеличение налоговых поступлений должно составить 10 центов на 1 доллар гранда.
В основном, городская политика в США носит имплицитный (косвенный) характер и является суммирующим результатом воздействия на города жилищной, транспортной, расовой политики, политик по охране окружающей среды, по борьбе с бедностью и безработицей и т.п. Городская политика является функцией штатов, что в основном определяет ее значительные региональные особенности, т.к. юридический статус городов США определяется не федеральной конституцией, а конституциями штатов. Во многих штатах имеются программы экономического развития затрагивающие развитие городской сети. Более чем в двух десятков штатов созданы агентства городских дел, которые выполняют аналитические и координирующие функции и разрабатывают рекомендации по развитию городов.
Страны Западной Европы. В большинстве стран Западной Европы национальные правительства проводят прямую целенаправленную городскую политику. (Великобритания, Франция, Нидерланды, Ирландия и д.р.) в создании социальных, экономических и политических условий функционирования городов. Первоначально центральные органы власти пытались решить городские проблемы или с помощью ограничительных мер или путем создания систем-противовесов в городах-спутниках. (Великобритания, Франция). Национальные правительства служат промежуточным звеном между городами и европейским уровнем управления и создают условия (устанавливают финансовые и политические рамки, в которых города разрабатывают свою собственную политику) для того, чтобы города могли решить проблемы, с которыми они сталкиваются. При этом каждое национальное правительство разрабатывает свою политику, в соответствии с условиями своей страны, среди которых можно выделить: во-первых, уровень урбанизации своей страны, во-вторых, структуру управления страной и степень децентрализации власти, в-третьих, приоритеты и цели городского развития.
В странах Западной Европы нет специальных министерств, которые занимались только городами и их развитием. В большинстве стран эти функции выполняют министерства жилья, пространственного планирования, транспорта, социальных проблем, занятости, экономического развития, оказывая влияние и на развитие городов в основном через секторальную политику. Однако в ряде стран осуществляется целенаправленная, ориентированная на города политика, руководимая подразделением какого-либо министерства или офиса государственного секретаря. Так в Италии - это Делегация по городским проблемам, которая является отделом министерства общественных работ; в Нидерландах утвержден пост зам. министра по политике в отношении крупных городов (отдел МВД); в Германии - федеральное министерство регионального планирования, строительства и городского развития и две постоянные конференции земельных министерств по пространственному планирования и жилью. Но за городскую политику отвечают непосредственно земли. Наиболее ярко выраженный характер и достаточно длительную историю проведения городской политики имеют Франция, Великобритания и Нидерланды.
Общеевропейская городская политика. Общеевропейская городская политика (наднациональная городская политика) стала развиваться в конце 90-х годов. На городском форуме в Вене (ноябрь 1998г) был принят основополагающий для городской политики документ: «Устойчивое развитие городов Европейского Союза: руководство к действию», в котором были установлены ключевые принципы и направления городской политики:
- субсидиарность, предполагающая принятие решений на самом нижнем из возможных уровней;
- партнерство, предполагающее широкое вовлечение граждан, частный и государственный секторы в решение городских проблем;
- экологическая устойчивость;
- рыночная эффективность, предполагающая разумную опору на рыночные механизмы.
Взаимосвязанные цели городской политики были сгруппированы по следующим 4 направлениям:
- экономическое процветание и занятость, подразумевающее усиление роли городов как центров регионального экономического развития;
- рост производительности и уровня занятости населения;
- развитие межгородской кооперации;
- формирование диверсифицированной, гибкой и конкурентоспособной городской экономики с особым упором на человеческий капитал, инновации, предпринимательство и развитие малого и среднего бизнеса на основе высокого качества жизни и деятельности населения;
- социальное равенство, ликвидация сегрегации и возрождение городских территорий, направленное на предоставление равных возможностей различным группам населения, и сокращение дискриминации населения по различным признакам; поддержка проблемных городских территорий с более высоким уровнем безработицы, бедности, с деградирующей средой обитания, с высоким уровнем преступности и низким уровнем образования населения.
- защита и улучшение среды обитания включающее - улучшение качества воды и воздуха, борьбу с шумом, сокращение объемов отходов и минимизацию экологических рисков; снижение вредного влияния транспорта на окружающую среду; устойчивое энергопользование; сохранение культурного наследия; экономию природных и земельных ресурсов.
- повышение качества управления городами и увеличение потенциала граждан как участников этого процесса путем, распространения информации о городской политике между городскими органами власти и другими участниками этого процесса; обмена опытом между городами; вовлечение городов в реализацию стратегий ЕС; поощрения интеграции как по вертикали, так и по горизонтали, поддержка сетевой деятельности местных органов управления; формирования баз данных по городам с использованием новых информационных технологий.
В 2001г. Генеральная ассамблея ООН одобрила «Декларацию городов и других поселений человека в новом тысячелетии». В ней, в частности, отмечалось, что, понимая свою ответственность перед будущими поколениями, необходимо более широко распространять принципы устойчивого развития поселений.
В настоящее время на общеевропейском уровне действуют следующие важнейшие участники городской политики:
Европейский совет (ЕС). В него входят главы государств и правительств стран ЕС, а также председатель Европейской комиссии;
Европейская комиссия – исполнительный орган ЕС, которому принадлежит право законодательной инициативы, контролирует применение законодательных актов, принятых Советом, управляет бюджетом и фондами ЕС. Европейская комиссия представляет собой более 20 генеральных дирекций. Наиболее ориентированными на городскую политику являются: дирекция16 (региональная политика); дирекция 5 (занятость, промышленные отношения и социальная политика); дирекция 7 (транспорт); дирекция 9 (окружающая среда, ядерная безопасность и защита граждан).
Европейский парламент – осуществляет функции консультаций и контроля, одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.
Комитет регионов – консультативный орган, обеспечивающий представительство региональных и местных администраций в работе ЕС.
Европейский инвестиционный банк – оказывает финансовое содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах ЕС.
Можно выделить следующие важнейшие черты современного этапа европейской городской политики:
1. Городская политика проводится как на национальном так и общеевропейском уровне;
2. Наблюдается тенденция к децентрализации функций и ответственности;
3. Городская политика направлена на формирование городской сети, которая рассматривается как новый способ управления, как решающий фактор, ведущий к устойчивому социально-экономическому развитию.
4. Все в большей степени осознается важность использования собственного городского потенциала.
5. В целом политика, влияющая на развитие городов, распределяется среди многих министерств и является в основном секторальной, лишь косвенно ориентированной на города, однако в последнее время наблюдается тенденция перехода к более комплексному горизонтально интегрированному подходу, включающему все аспекты городской политики, учитывая их взаимодействие и взаимное влияние.
6. Провозглашается принцип тесного взаимодействия между городской и региональной политикой, сотрудничество между городскими и региональными органами власти.
7. В последнее время изменилась не только стратегия городского развития, но также содержание городской политики и инструменты ее реализации. Сегодня главный приоритет – поддержка местных (зачастую мелких) предпринимателей. В связи с этим формируется кооперационная модель взаимодействия органов городского управления и делового сообщества.
8. В большинстве европейских государств города рассматриваются как элементы национального культурного наследия. Сохранение и поддержание исторических, архитектурных и культурных ценностей является делом первостепенной значимости, которое может повысить привлекательность городов и их окружения.
9. Если раньше городские власти могли только косвенно оказывать влияние на развитие деловой активности в городах, то сегодня практически повсеместно создаются специальные агентства по экономическому развитию, которые призваны стимулировать развитие экономического потенциала города. Агентства поддерживают преимущественно инновационные виды деятельности, финансируют развитие НИОКР, предоставляют консультационные услуги и передачу технологий местным предпринимателям.
10. Субъектами городской политики становятся сами местные сообщества, различные группы населения. Во многих городских социальных программах упор делается на развитие местных форм предоставления социальных услуг в рамках деятельности коммун и сообществ, Оказывается всемерная поддержка различным местным инициативам, добровольным организациям и неформальным объединениям.