ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЭД
7.1 Общие требования.
7.1.1 Средства измерений, контроля и диагностики должны содержаться в по-
стоянной исправности и подвергаться периодической поверке или калибровке в за-
висимости от области применения в установленные руководителем депо сроки. Ис-
пытательное оборудование, применяемое при ремонтах должно проходить периоди-
ческую аттестацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-97.
7.1.2 Оборудование, применяемое при ремонте, измерениях, контроле и испы-
таниях должно иметь необходимые сертификаты соответствия, эксплуатационную и
ремонтную документацию.
7.1.3 Для описания процессов технического обслуживания и текущего ремонта
тяговых двигателей всех типов, которым производится ТО и ТР, в депо должны
иметься комплекты документов на технологические процессы, разработанные в со-
ответствии с требованиями Единой системы технологической документации
(ЕСТД), настоящего Руководства, Правил и Инструкции по охране труда для слеса-
рей по ремонту ТПС. Для каждого рабочего места должны быть разработаны и ут-
верждены установленным порядком технологические карты.
7.2 Требования к оснащению ПТОЛ.
В пунктах технического обслуживания локомотивов должны быть в наличии
передвижные домкраты для вывешивания колесных пар, установки для сушки изо-
ляции двигателей под локомотивом, источники питания пониженного напряжения
для прокрутки ТЭД, устройства дозированной заправки МОП и кожухов зубчатых
передач, средства измерения сопротивления изоляции, давления охлаждающего воз-
духа и температуры нагрева электрических машин, комплект средств измерений,
допускового контроля и оснастки для выполнения операций в соответствии с требо-
ваниями настоящего Руководства.
7.3 Требования к оснащению для выполнения ТР-1, ТР-2.
Дополнительно в локомотивных депо выполняющих ТР-1, ТР-2 тяговых дви-
гателей, должны быть в наличии средства технического диагностирования подшип-
19
никовых узлов, оценки качества изоляции неразрушающими методами, настройки
геометрической нейтрали и проверки биения коллекторов. Для прокручивания тяго-
вых двигателей должен применяться источник питания пониженного стабилизиро-
ванного напряжения.
Ремонтные стойла, на которых производится ТР-1, должны быть оборудованы
стационарными или передвижными домкратами для вывешивания колесно-
моторных блоков, устройствами для продувки электрических машин сухим сжатым
воздухом с отсосом пыли, сварочным оборудованием.
7.4 Требования к оснащению для выполнения ТР-3.
В цехах по ремонту электрических машин должно иметься оборудование для
выполнения следующих видов операций:
очистки тяговых двигателей в сборе и их составных частей (остова, якоря,
подшипниковых щитов, траверс, щеткодержателей);
разборки ТЭД - механизированные рабочие места с комплектом оснастки и
приспособлений, индукционные нагреватели для нагрева упорных, лабиринтных и
внутренних колец подшипников, индукторы для нагрева горловин подшипниковых
щитов и остовов;
выпрессовки и запрессовки подшипников в подшипниковые щиты;
ремонта магнитной системы остова с возможностью замены полюсов;
заварки трещин остовов, наплавки и восстановления посадочных поверхно-
стей подшипниковых щитов тяговых двигателей;
бандажировки, продорожки, шлифовки, полировки и динамической баланси-
ровки якорей;
проверки качества изоляции, активного сопротивления, наличия межвитковых
замыканий в обмотках;
сушки с регистрацией сопротивления изоляции и температуры нагрева обмо-
ток; вакуум-нагнетательной или ультразвуковой пропитки изоляции тяговых двига-
телей;
неразрушающего контроля вала якоря и полюсных болтов;
20
испытаний электрических машин в соответствии с требованиями ГОСТ 2582-
81, ГОСТ 11828-86 и настоящего Руководства.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ
Общие требования безопасности
8.1.1 Основные требования безопасности при ремонте и техническом обслу-
живании электрических машин электровозов установлены ГОСТ 12.3.002-75. и ПОТ
РО-32-ЦТ-668-99 и распространяются на все работы, выполняемые в локомотивных
депо и пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ).
8.1.2 Содержание вредных веществ не должно превышать предельно допусти-
мых концентраций и уровня воздействия, установленных ГОСТ
12.1.005, ГН
2.2.5.1313, ГН 2.2.5.1314, ГН 2.2.5.686.
8.1.3 Уровень шума и вибрации на рабочих местах не должен превышать зна-
чений, установленных ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-90
8.1.4 Освещённость рабочих мест в помещениях и на открытых площадках де-
по, ПТОЛ должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, ОСТ 32.120-96 и РД
32.15-91.
8.1.5 Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в
рабочей зоне, в помещениях, а также содержание вредных веществ в воздухе на ука-
занных рабочих местах должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.
8.1.6 Пожарная безопасность и взрывобезопасность должны обеспечиваться
соблюдением требований ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1.010-76, ППБО-109.
8.1.7 Электросварочные и газосварочные работы должны производиться в соот-
ветствии с требованиями ГОСТ12.3.003-86, правилами пожарной безопасности при
проведении сварочных и других огневых работ.
21
Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих
Ремонтах ТР-1, ТР-2
8.2.1 Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических ма-
шин электровозов, должны быть выполнены следующие операции:
- выключены вспомогательные машины и аппараты;
- опущены токоприёмники с визуальной проверкой их положения;
- перекрыты разобщительные краны к клапанам токоприёмников;
- снята реверсивная рукоятка;
- включены заземляющий контактор или разъединитель заземления;
- сняты емкостные заряды с силовой и вспомогательных цепей, разряжены
конденсаторы;
- открыты двери высоковольтных камер;
- на электровозах переменного тока и двойного питания заземлен главный
ввод тягового трансформатора.
8.2.2 Перед проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов электрических ма-
шин тепловозов, должны быть выполнены следующие операции:
- остановлен дизель-генератор;
- снята реверсивная рукоятка;
- открыты двери высоковольтной камеры;
- обесточены электрические цепи;
- выключен рубильник аккумуляторной батареи;
- вынуты предохранители на пульте управления и в высоковольтной камере
тепловоза;
- отсоединены кабельные наконечники от зажимов аккумуляторной батареи;
- надеты колпачки из изоляционного материала на контакты пусковых контак-
торов;
8.2.3 Работы по ТО и ТР электрических машин, связанные с прокруткой ко-
лёсных пар для проверки щёточно-коллекторного узла, состояния моторно-якорных
и моторно-осевых подшипников, должны производиться по распоряжению и под
наблюдением мастера или бригадира.
22
При прокручивании колёсных пар тяговых двигателей нахождение в смотро-
вой канаве иных работников, кроме проверяющих, не допускается. За действиями
работников, находящихся в смотровой канаве, должен наблюдать специально выде-
ленный работник.
8.2.4 Внешние электрические сети для питания переносных приборов диагно-
стирования напряжением более 42 В переменного тока или 110 В постоянного тока
должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) или устройством
защитного отключения.
8.2.5 Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на
электровозе должны осуществляться после вывешивания данной колёсной пары и
подключения тягового двигателя к источнику питания постоянного тока напряжени-
ем не более 110 В. Крайние колёсные пары с обеих сторон электровоза должны быть
подклинены и заторможены ручным тормозом.
Обточку коллектора производить в защитных очках и диэлектрических пер-
чатках.