Общие требования по сушке и пропитке обмоток

ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

11.1 Пропитка обмоток якорей и остовов (без демонтажа полюсных катушек)

тяговых двигателей должна осуществляться вакуум-нагнетательным или ультразву-

ковым методом согласно инструкции по пропитке и руководствам по эксплуатации

на соответствующее оборудование.

В качестве исключения, допускается пропитка методом окунания и покрытие

обмоток эмалью с последующей сушкой по утвержденной технологии.

11.2 Перед пропиткой лаком или компаундом якорь, остов, моноблоки, снятые

полюсные катушки очистить от загрязнений и высушить. Сушку, пропитку и окра-

ску обмоток производить согласно требованиям чертежей и технологических инст-

рукций.

30

11.3 Обмотки должны сушиться в циркулярной или вакуумной печи, или ав-

токлаве. Окончательная сушка изоляции после пропитки лаком и покрытия эмалью

должна производиться при нормальном атмосферном давлении с применением сис-

темы приточно-вытяжной вентиляции.

11.4 По окончании установленного времени сушки обмоток сопротивление

изоляции проверить мегаомметром.

Минимальное сопротивление изоляции обмотки якоря, полюсных катушек и

компенсационной обмотки (установленных в остове), после пропитки и сушки

должно быть при температуре от +130 до +135ºС не ниже 1 МОм. При меньшем со-

противлении изоляции сушку продолжить до получения сопротивления изоляции

указанной величины.

Запрещается пропитка лаком или компаундом обмоток электрических машин,

не прошедших сушку в установленном режиме.

11.5 Полюсные и компенсационные катушки, моноблоки полюсов пропитать в

компаунде или лаке в нагретом состоянии. Неснятые катушки тяговых двигателей

пропитать, наполняя остов лаком, уровень которого должен быть выше верхней

кромки катушек.

11.6 Пропитку якорей производить в вертикальном (коллектор наверху) поло-

жении в нагретом состоянии. Уровень лака при пропитке не должен доходить до пе-

тушков коллектора.

11.7 Пропитанные якоря и катушки не должны иметь воздушных мешков и

скопления непросохшего лака. После пропитки и сушки якорь и катушки покрыть

электроизоляционной эмалью.

11.8 Поверхность изоляционного конуса коллектора должна быть запечена и

покрыта ровным слоем, без подтеков, электроизоляционной дугостойкой эмалью со-

гласно требованиям чертежа.

11.9 Электроизоляционные лаки, компаунды и эмали, используемые для про-

питки и покрытия якорей, полюсных катушек и компенсационных обмоток, должны

соответствовать классу нагревостойкости применяемых изоляционных материалов и

31

 

требованиям чертежей или согласованы для применения ОАО «РЖД» для данного

типа тяговых двигателей.

11.10 Находящийся в баках пропиточный лак или компаунд ежедневно перед

применением, а также после добавления составляющих компонентов, контролиро-

вать по внешнему виду с проверкой вязкости.

Не реже одного раза в неделю проверять пропитывающую способность ком-

паундов и количество основы в пропиточном лаке.

Контрольные испытания лаков и компаундов, применяемых при ремонте тяго-

вых двигателей, проводить не реже одного раза в месяц на соответствие требовани-

ям стандартов и действующих инструкций.

11.11 Режимы сушки и пропитки обмоток контролировать соответствующими

контрольно-измерительными приборами с регистрацией времени сушки, температу-

ры, давления и сопротивления изоляции обмоток. Значения показателей записывать

на ленте или в специальном журнале.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2

ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

12.1 Сразу после постановки локомотива на позицию ТО-2, проверить нагрев крышек якорных подшипников всех тяговых электродвигателей. Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов не должна превышать 80ºС. Повышенный нагрев крышек подшипниковых щитов более допустимой температуры указывает на возможные неисправности в подшипниковом узле.

При нагреве подшипниковых узлов выше допустимой температуры, двигатель с локомотива снять для определения причины нагрева и последующего его ремонта в электромашинном отделении.

12.2 Проверить плотность прилегания к остову и исправность крышек коллек-

торных люков.

32

Между крышками люков и остовом не должно быть видимых просветов. По-

врежденные уплотнения на крышках, а также неисправные запорные устройства за-

менить или отремонтировать.

12.3 Открыть нижние смотровые коллекторные люки.

12.4 Осмотреть в доступных местах коллектор, изоляционный конус, щётко-

держатели, кронштейны щёткодержателей и их пальцы, кабельный монтаж, травер-

су, стеклобандаж и покровную изоляцию полюсных катушек.

12.4.1 Коллектор должен иметь полированную блестящую поверхность (поли-

туру) светло-коричневого цвета, чередующуюся с тёмно-коричневыми оттенками

без царапин, рисок, вмятин и подгаров от перебросов электрической дуги на рабо-

чей поверхности.

Грязь и следы смазки удалить с коллектора салфеткой, смоченной в техниче-

ском спирте или нефрасе. При наличии значительного количества смазки в остове,

тяговый двигатель перевести в ТР-3.

Небольшие царапины, выбоины, следы переброса электрической дуги на ра-

бочей поверхности коллектора устранить шлифовкой брусками или мелкозернистой

шлифовальной шкуркой.

Шлифовку коллектора выполнять с прокручиванием якоря от постороннего источника питания при вывешенной колесной паре.

При необходимости, восстановить изношенные фаски коллектора, величина которых должна быть 0,2 мм под углом 45º. Очистить межламельные промежутки коллектора от угольной пыли.

Коллектор, имеющий затягивание меди в межламельное пространство, очистить неметаллической (капроновой) щёткой с повторением операции 2-3 раза с последующей продувкой сухим сжатым воздухом.

12.4.2 Щёткодержатели и их кронштейны, имеющие следы оплавления, трещины, заменить.

Замене подлежат щёткодержатели, имеющие поврежденный нажимной механизм.

33

Изоляторы кронштейнов не должны иметь повреждений изоляционной поверхности более 20 % длины возможного перекрытия электрической дугой. При повреждении более 20 %, изоляторы очистить салфеткой, смоченной в техническом спирте или нефрасе, и покрыть электроизоляционной эмалью холодной сушки.

Щётки, изношенные по высоте более допустимого предела (Приложение А, п.57), имеющие сколы более 10 % контактной поверхности, трещины, ослабление заделки или обрыв жил шунтов более 15 % общего сечения, заменить. При установ-

ке щёток произвести притирку их рабочей поверхности к поверхности коллектора.

Для выполнения операции необходимо проложить между притираемыми щётками и

коллектором стеклянное полотно шероховатой поверхностью к щёткам.

Притирку производить путем протягивания бумаги вперед и назад, прижимая

её к коллектору, до придания рабочей поверхности щёток формы коллектора. При-

тирку производить при естественном давлении пружин щёткодержателя, нажим на

щетку рукой не допускается.

После замены щётки, измерить и при необходимости отрегулировать нажатие

нажимных пальцев на щётку, которое должно соответствовать величине приведен-

ной в Приложении А, п.56.

12.4.3 Проверить крепление кабельных наконечников покачиванием их рукой.

При необходимости произвести подтяжку болтов крепления кабельных наконечни-

ков.

12.4.4 Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных

устройств.

12.5 При наличии записи локомотивной бригады об отклонениях в работе тя-

говых двигателей в журнале технического состояния локомотива, произвести ос-

мотр двигателей через верхние и нижние смотровые люки с проворотом траверсы

(при её наличии).

При этом:

- проверить состояние всех щёткодержателей, кронштейнов, изоляционных

пальцев, щёток;

34

- измерить расстояние от корпуса щёткодержателя до рабочей поверхности

коллектора и зазор между петушками коллектора и корпусом щеткодержате-

ля.

- измерить сопротивление изоляции обмоток тяговых двигателей. При сопро-

тивлении изоляции менее 1,5 МОм произвести сушку изоляции обмоток

ТЭД. Если сопротивление изоляции не восстановилось, то тяговый двигатель

перевести в ТР-3;

- поврежденным узлам произвести ремонт, отрегулировать расстояния и зазо-

ры.

12.6 Проверить остукиванием головок болтов молотком крепление главных и

добавочных полюсов в нижней части остова, букс моторно-осевых подшипников,

подшипниковых щитов, их крышек.

Ослабление полюсных болтов в верхней части остова определять по выкраши-

ванию компаундной массы.

Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми граня-

ми на головках заменить. Залить компаундной массой головки болтов согласно тре-

бованиям чертежа.

12.7 На электровозах серии ЧС проверить люфт карданной передачи и отсут-

ствие течи смазки из полости якоря.

12.8 Проверить наличие маслёнок (пробок) и надёжность их крепления на

трубках для добавления смазки в якорные подшипники. Проверить состояние самих

трубок.

12.9 Проверить уровень смазки в заправочных камерах моторно-осевых под-

шипников. При необходимости добавить смазку до уровня. В зимнее время слить

конденсат из букс моторно-осевых подшипников.

12.10 В случае повышенного нагрева тяговых двигателей, измерить количест-

во охлаждающего воздуха.

При уменьшении количества охлаждающего воздуха, установленного для

данного типа двигателей, на 10% и более произвести регулировку шиберов.

35

12.11 Осмотреть состояние патрубков для подвода и выброса охлаждающего

воздуха.

Патрубки с разрывами, потёртостями и следами замасливания заменить, при

нарушении их крепления на горловинах остова и кузова - восстановить крепление.

12.12 Закрыть коллекторные люки, убедиться в плотности прилегания крышек

к остову и проверить исправность запирающих устройств.

12.13 В зимнее время проверить наличие и состояние съёмных металлических

козырьков и заглушек на отверстиях выхода охлаждающего воздуха из остова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: