Техническое обслуживание ТО-3

ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

13.1 Перед постановкой локомотива в цех, тяговые двигатели очистить от грязи, а зимой от снега и льда и обдуть сухим сжатым воздухом.

13.2 Измерить сопротивление изоляции силовых цепей локомотива.

Если сопротивление изоляции измеряемой цепи менее 1,5 МОм, необходимо произвести отсоединение тягового двигателя от общей силовой цепи и измерить сопротивление изоляции обмоток тягового двигателя. При пониженном сопротивлении изоляции обмоток тягового двигателя произвести его сушку под локомотивом.

13.3 Открыть коллекторные люки тяговых двигателей с предварительной очисткой прилегающих участков от пыли и загрязнений.

13.4 Доступные внутренние поверхности тяговых двигателей протереть сухими безворсовыми салфетками. В случае наличия следов переброса, замасливания, подгаров, поверхности протереть салфетками, смоченными в техническом спирте, бензине или нефрасе, а

затем протереть сухими салфетками.

13.5 Произвести осмотр коллектора.

Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой, гладкой и не иметь за-

диров, оплавлений, подгаров и других повреждений.

36

При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе, по-

вреждённые места зачистить шлифовальной шкуркой ГОСТ 6456-82 без нарушения

формы коллектора с продорожкой рядом находящихся ламелей.

Устранить затяжку меди на рабочей поверхности коллектора и восстановить фас-

ки (0,2 мм под углом 45º).

Произвести очистку дорожек между коллекторными пластинами с помощью

капроновой щётки. При наличии незначительных механических повреждений рабо-

чей поверхности коллектора, не вызывающих сколы щёток и ухудшение коммута-

ции, разрешается эксплуатация двигателя до очередного текущего ремонта.

В случае необходимости (при повреждениях, влияющих на работу щёточно-

коллекторного узла), произвести шлифовку рабочей поверхности коллектора тягового

двигателя при вывешенной на домкратах и зафиксированной колесной паре на высо-

те 20-30 мм от головки рельса с подключением двигателя к постороннему источнику

питания и со скоростью вращения 300-400 об/мин.

Шлифовку коллектора производить шлифовальными брусками, используя

специальный суппорт, или наждачной бумагой, закрепленной на специальной ко-

лодке с радиусом, равным радиусу коллектора и шириной не менее 2/3 длины рабо-

чей поверхности коллектора.

После окончания шлифовки прочистить канавки между коллекторными пла-

стинами волосяной щёткой и продуть внутреннюю полость двигателя сухим сжатым

воздухом давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см²).

Осмотреть состояние петушков коллектора на предмет обнаружения дефектов

пайки (сварки) и следов выплавления припоя. Наличие данных дефектов говорит о

перегреве коллектора вследствие неудовлетворительной коммутации или плохом

охлаждении тягового двигателя, для чего следует произвести настройку коммутации

и проверить работу системы охлаждения тяговых двигателей.

Загрязнённые участки петушков протереть салфетками, смоченными в техни-

ческом спирте, бензине или нефрасе.

13.6 Произвести осмотр бандажа переднего нажимного конуса коллектора.

37

Поверхность бандажа должна иметь гладкую и чистую поверхность. Потем-

невшие и закопчённые места бандажа протереть салфеткой, смоченной в техниче-

ском спирте, бензине или нефрасе. Подгоревшие и поврежденные места зачистить

мелкой стеклянной шлифовальной наждачной бумагой до удаления верхнего лако-

вого слоя, протереть и окрасить электроизоляционной эмалью холодной сушки до

получения глянцевой поверхности. Щели и углубления между торцом коллектора и

краем бандажа заполнить электроизоляционным герметиком или замазкой.

В случае ослабления или размотки ленточного бандажа, наличия вздутий,

прожогов или трещин стеклоленты, тяговый двигатель перевести в ТР-3.

13.7 Проверить крепление и состояние щёткодержателей и щёток.

Величина момента затяжки болтов крепления щёткодержателей к кронштей-

нам должна составлять 245-295 Нм.

На поверхности корпуса щёткодержателя недопустимо наличие трещин, за-

усенцев и оплавлений, препятствующих свободному перемещению щёток в окнах.

При наличии вышеперечисленных неисправностей корпуса щёткодержателя, а

также при потере упругости или изломе пружин нажимного механизма, щёткодер-

жатель заменить.

Проверить положение щёткодержателей относительно коллектора якоря, при

необходимости произвести регулировку.

Осмотреть состояние всех щёток с выемкой их из щёткодержателя.

Щётки с высотой менее допустимой величины, трещинами, сколами, односто-

ронней выработкой граней, обрывом шунтов более 15% общего сечения и ослабле-

нием их заделки в теле щётки, а также с несоответствием марки, указанной в пас-

порте двигателя - заменить.

Контактная поверхность прилегания щётки должна быть не менее 95% от

площади её сечения и не должна иметь двойной зеркальной поверхности.

Щётки в окнах щёткодержателей должны перемещаться свободно, без переко-

сов и заеданий. При необходимости, щупами проверить зазоры между щёткой и

стенками окна щёткодержателя, которые должны соответствовать величинам, ука-

занным в Приложении А, п.106.

38

При замене повреждённых или изношенных щёток необходимо обеспечить:

- качественную притирку щёток по коллектору;

- постановку на двигатель щёток одинаковой высоты с разницей не более 5-7

мм;

- постановку на двигатель щёток одной марки;

- нажатие на щётки в пределах установленной нормы.

Поверхность прилегания вновь установленных щёток должна быть не менее

75% рабочей поверхности. Притирку щёток производить на установке с барабаном

одинакового с коллектором диаметра, обёрнутом шлифовальной шкуркой на бу-

мажной основе с последующим притиранием по поверхности коллектора.

Щётки, не подлежащие притирке, приподнять. При замене полного комплекта

щёток, тяговый двигатель должен проработать на холостом ходу 20-30 мин.

После притирки щёток произвести продувку внутренней полости тягового

двигателя.

13.8 Проверить состояние изоляционных пальцев щёткодержателей и их креп-

ление к траверсе (кронштейнам подшипникового щита).

Загрязнённую и закопчённую поверхность изоляционных пальцев (изолято-

ров) протереть салфеткой, смоченной в техническом спирте, бензине или нефразе.

Пальцы из пластмассы с повреждением электрической дугой более 20% длины

поверхности, с трещинами, а также с ослаблением в посадке прессовочного мате-

риала, заменить.

При повреждении поверхности пальца менее 20%, повреждённую поверхность

зачистить мелкозернистой шлифовальной наждачной бумагой и покрыть электро-

изоляционной эмалью холодной сушки не менее двух раз.

Пальцы с фарфоровыми изоляторами, имеющими трещины, сколы, повреж-

дённую глазурь и неплотную посадку, заменить. Разрешается оставлять пальцы с

фарфоровыми изоляторами, имеющими точечные повреждения глазури от воздейст-

вия брызг расплавленного металла.

13.9 Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных

устройств.

39

Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми граня-

ми на головках заменить.

13.10 Осмотреть в доступных местах состояние выводных и соединительных

кабелей и межкатушечных соединений.

Кабели с повреждением верхнего слоя изоляции в виде потёртостей и трещин

восстановить, кабели с повреждением внутреннего слоя изоляции - заменить.

Проверить укладку и крепление кабелей и межкатушечных соединений на по-

люсах и остове.

Пайка жил кабелей к наконечникам не должна иметь следов выплавления

припоя. При необходимости, произвести перепайку наконечников.

13.11 Осмотреть состояние покровной изоляции катушек полюсов и проверить

плотность их посадки на сердечниках.

Плотность посадки катушек определять по видимым следам смещения, а так-

же перемещением катушек от руки.

При обнаружении катушек с повреждённой изоляцией, а также с признаками

ослабления посадки на сердечниках, тяговый двигатель подлежит смене для прове-

дения ремонта в электромашинном цехе.

13.12 Осмотреть в доступных местах состояние бандажей обмотки якоря.

Бандаж не должен иметь поперечных или продольных трещин, расслоений,

надрывов и вырывов отдельных волокон или полосок по окружности, сползаний,

ослаблений и прожогов. Наличие глухого звука при лёгком остукивании бандажа

молотком указывает на отслоение бандажа от якорных катушек.

13.13 Проверить состояние крышек коллекторных люков.

Повреждённые уплотнения исправить, внутреннюю поверхность крышек про-

тереть и, при необходимости, покрыть электроизоляционной эмалью.

Неисправные запирающие устройства - отремонтировать.

13.14 Установить на место крышки смотровых люков, обеспечивая их плотное

прилегание к остову.

13.15 Проверить крепление главных и добавочных полюсов, подшипниковых

щитов и подшипниковых крышек.

40

Ослабленные полюсные болты, залитые компаундной массой, определять по

состоянию заливки. Наличие трещин и выкрашиваний компаундной массы указыва-

ет на ослабление болтов.

Ослабленные болты - подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гра-

нями на головках - заменить. После подтяжки или замены полюсных болтов, произ-

вести заливку головок болтов компаундной массой там, где это предусмотрено чер-

тежом.

13.16 На тяговых двигателях с моторно-осевым подвешиванием проверить от-

сутствие течи смазки, плотность прилегания крышек к буксам, исправность замков,

надёжность затяжки болтов крепления букс к остову тягового двигателя.

При отсутствии на болтах контровки, болты подтянуть, контровку восстано-

вить.

Через технологические окна проверить состояние вкладышей моторно-осевых

подшипников на отсутствие признаков выплавления или раздавливания баббита.

Проверить уровень смазки в заправочных камерах моторно-осевых подшип-

ников. При необходимости добавить смазку до соответствующего уровня.

13.17 Проверить состояние выводных и подводящих кабелей и защитных чех-

лов на них, а также прочность подвешивания и крепление кабелей в клицах.

Повреждение изоляции кабелей в виде потёртостей и трещин восстановить без

удаления основной изоляции с применением прорезиненной или хлорвиниловой

изоляционной ленты. При повреждении внутреннего слоя изоляции без нарушения

токоведущих жил дефектные места изоляции кабеля вырезать, края основной изоля-

ции срезать на конус по длине 20-25 мм. Новую изоляцию из стеклоткани ЛСЭ-02

наложить плотно, без морщин, в полуперекрышу последовательно от одного края

вырезанной части изоляции к другому. При этом слой стеклоткани при наложении

должен перекрывать на 10-15 мм основную часть изоляции. Общая толщина нало-

женных слоев изоляции должна быть не менее толщины основной изоляции. Поверх

последнего слоя наложить в полуперекрышу два слоя прорезиненной или хлорвини-

ловой изоляционной ленты, перекрывающие нижние слои на 50-110 мм.

41

При наличии на кабелях вздутия изоляции, а также резкого изгиба сделать

продольный разрез изоляции и осмотреть состояние жил кабелей. При обнаружении

поврежденных жил кабель заменить.

При необходимости, устранить трение кабелей об остов тягового двигателя и

раму локомотива, ослабленные болты на клицах - подтянуть.

Повреждённые и замасленные защитные чехлы на кабелях заменить.

13.18 Произвести наружный осмотр остовов тяговых двигателей, подшипни-

ковых щитов и крышек на наличие трещин.

При осмотре обратить особое внимание на возможные трещины:

- в углах коллекторных люков;

- у горловин остова под подшипниковые щиты;

- в кронштейнах и опорных носиках подвески тяговых двигателей;

- в приливах подшипниковых щитов под болты крепления к остову.

Трещины на деталях не допускаются.

13.19 Проверить свободный ход (люфт) карданной передачи тяговых двигате-

лей электровозов серии ЧС.

13.20 Осмотреть состояние трубок подвода смазки к якорным подшипникам и

проверить наличие и затяжку пробок (маслёнок) на них.

Трубки подвода смазки должны быть надёжно закреплены к подшипниковым

щитам и не должны иметь трещин, прожогов, деформаций и других повреждений.

13.21 Осмотреть состояние патрубков для подвода и выброса охлаждающего

воздуха.

Проверить целостность и плотность прилегания патрубков к горловинам, за-

тяжку болтов крепёжных хомутов.

Повреждённые и замасленные патрубки заменить на новые, ослабленные кре-

пёжные хомуты подтянуть. Очистить засоренные предохранительные сетки возду-

ховодов.

13.22 Проверить состояние накладок опорных носиков тяговых электродвига-

телей.

42

Ослабленные накладки приварить по периметру. На место отсутствующей

пластины приварить новую, обеспечив точную её подгонку относительно опорного

носика.

13.23 Тяговые двигатели, повреждения которых не могут быть устранены на

месте, а также с сопротивлением изоляции ниже установленных норм, с локомотива

снять для проведения ревизии с разборкой и устранением выявленных неисправно-

стей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: