ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
13.1 Перед постановкой локомотива в цех, тяговые двигатели очистить от грязи, а зимой от снега и льда и обдуть сухим сжатым воздухом.
13.2 Измерить сопротивление изоляции силовых цепей локомотива.
Если сопротивление изоляции измеряемой цепи менее 1,5 МОм, необходимо произвести отсоединение тягового двигателя от общей силовой цепи и измерить сопротивление изоляции обмоток тягового двигателя. При пониженном сопротивлении изоляции обмоток тягового двигателя произвести его сушку под локомотивом.
13.3 Открыть коллекторные люки тяговых двигателей с предварительной очисткой прилегающих участков от пыли и загрязнений.
13.4 Доступные внутренние поверхности тяговых двигателей протереть сухими безворсовыми салфетками. В случае наличия следов переброса, замасливания, подгаров, поверхности протереть салфетками, смоченными в техническом спирте, бензине или нефрасе, а
затем протереть сухими салфетками.
13.5 Произвести осмотр коллектора.
Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой, гладкой и не иметь за-
диров, оплавлений, подгаров и других повреждений.
36
При наличии брызг металла от перебросов или кругового огня на коллекторе, по-
вреждённые места зачистить шлифовальной шкуркой ГОСТ 6456-82 без нарушения
формы коллектора с продорожкой рядом находящихся ламелей.
Устранить затяжку меди на рабочей поверхности коллектора и восстановить фас-
ки (0,2 мм под углом 45º).
Произвести очистку дорожек между коллекторными пластинами с помощью
капроновой щётки. При наличии незначительных механических повреждений рабо-
чей поверхности коллектора, не вызывающих сколы щёток и ухудшение коммута-
ции, разрешается эксплуатация двигателя до очередного текущего ремонта.
В случае необходимости (при повреждениях, влияющих на работу щёточно-
коллекторного узла), произвести шлифовку рабочей поверхности коллектора тягового
двигателя при вывешенной на домкратах и зафиксированной колесной паре на высо-
те 20-30 мм от головки рельса с подключением двигателя к постороннему источнику
питания и со скоростью вращения 300-400 об/мин.
Шлифовку коллектора производить шлифовальными брусками, используя
специальный суппорт, или наждачной бумагой, закрепленной на специальной ко-
лодке с радиусом, равным радиусу коллектора и шириной не менее 2/3 длины рабо-
чей поверхности коллектора.
После окончания шлифовки прочистить канавки между коллекторными пла-
стинами волосяной щёткой и продуть внутреннюю полость двигателя сухим сжатым
воздухом давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см²).
Осмотреть состояние петушков коллектора на предмет обнаружения дефектов
пайки (сварки) и следов выплавления припоя. Наличие данных дефектов говорит о
перегреве коллектора вследствие неудовлетворительной коммутации или плохом
охлаждении тягового двигателя, для чего следует произвести настройку коммутации
и проверить работу системы охлаждения тяговых двигателей.
Загрязнённые участки петушков протереть салфетками, смоченными в техни-
ческом спирте, бензине или нефрасе.
13.6 Произвести осмотр бандажа переднего нажимного конуса коллектора.
37
Поверхность бандажа должна иметь гладкую и чистую поверхность. Потем-
невшие и закопчённые места бандажа протереть салфеткой, смоченной в техниче-
ском спирте, бензине или нефрасе. Подгоревшие и поврежденные места зачистить
мелкой стеклянной шлифовальной наждачной бумагой до удаления верхнего лако-
вого слоя, протереть и окрасить электроизоляционной эмалью холодной сушки до
получения глянцевой поверхности. Щели и углубления между торцом коллектора и
краем бандажа заполнить электроизоляционным герметиком или замазкой.
В случае ослабления или размотки ленточного бандажа, наличия вздутий,
прожогов или трещин стеклоленты, тяговый двигатель перевести в ТР-3.
13.7 Проверить крепление и состояние щёткодержателей и щёток.
Величина момента затяжки болтов крепления щёткодержателей к кронштей-
нам должна составлять 245-295 Нм.
На поверхности корпуса щёткодержателя недопустимо наличие трещин, за-
усенцев и оплавлений, препятствующих свободному перемещению щёток в окнах.
При наличии вышеперечисленных неисправностей корпуса щёткодержателя, а
также при потере упругости или изломе пружин нажимного механизма, щёткодер-
жатель заменить.
Проверить положение щёткодержателей относительно коллектора якоря, при
необходимости произвести регулировку.
Осмотреть состояние всех щёток с выемкой их из щёткодержателя.
Щётки с высотой менее допустимой величины, трещинами, сколами, односто-
ронней выработкой граней, обрывом шунтов более 15% общего сечения и ослабле-
нием их заделки в теле щётки, а также с несоответствием марки, указанной в пас-
порте двигателя - заменить.
Контактная поверхность прилегания щётки должна быть не менее 95% от
площади её сечения и не должна иметь двойной зеркальной поверхности.
Щётки в окнах щёткодержателей должны перемещаться свободно, без переко-
сов и заеданий. При необходимости, щупами проверить зазоры между щёткой и
стенками окна щёткодержателя, которые должны соответствовать величинам, ука-
занным в Приложении А, п.106.
38
При замене повреждённых или изношенных щёток необходимо обеспечить:
- качественную притирку щёток по коллектору;
- постановку на двигатель щёток одинаковой высоты с разницей не более 5-7
мм;
- постановку на двигатель щёток одной марки;
- нажатие на щётки в пределах установленной нормы.
Поверхность прилегания вновь установленных щёток должна быть не менее
75% рабочей поверхности. Притирку щёток производить на установке с барабаном
одинакового с коллектором диаметра, обёрнутом шлифовальной шкуркой на бу-
мажной основе с последующим притиранием по поверхности коллектора.
Щётки, не подлежащие притирке, приподнять. При замене полного комплекта
щёток, тяговый двигатель должен проработать на холостом ходу 20-30 мин.
После притирки щёток произвести продувку внутренней полости тягового
двигателя.
13.8 Проверить состояние изоляционных пальцев щёткодержателей и их креп-
ление к траверсе (кронштейнам подшипникового щита).
Загрязнённую и закопчённую поверхность изоляционных пальцев (изолято-
ров) протереть салфеткой, смоченной в техническом спирте, бензине или нефразе.
Пальцы из пластмассы с повреждением электрической дугой более 20% длины
поверхности, с трещинами, а также с ослаблением в посадке прессовочного мате-
риала, заменить.
При повреждении поверхности пальца менее 20%, повреждённую поверхность
зачистить мелкозернистой шлифовальной наждачной бумагой и покрыть электро-
изоляционной эмалью холодной сушки не менее двух раз.
Пальцы с фарфоровыми изоляторами, имеющими трещины, сколы, повреж-
дённую глазурь и неплотную посадку, заменить. Разрешается оставлять пальцы с
фарфоровыми изоляторами, имеющими точечные повреждения глазури от воздейст-
вия брызг расплавленного металла.
13.9 Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных
устройств.
39
Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми граня-
ми на головках заменить.
13.10 Осмотреть в доступных местах состояние выводных и соединительных
кабелей и межкатушечных соединений.
Кабели с повреждением верхнего слоя изоляции в виде потёртостей и трещин
восстановить, кабели с повреждением внутреннего слоя изоляции - заменить.
Проверить укладку и крепление кабелей и межкатушечных соединений на по-
люсах и остове.
Пайка жил кабелей к наконечникам не должна иметь следов выплавления
припоя. При необходимости, произвести перепайку наконечников.
13.11 Осмотреть состояние покровной изоляции катушек полюсов и проверить
плотность их посадки на сердечниках.
Плотность посадки катушек определять по видимым следам смещения, а так-
же перемещением катушек от руки.
При обнаружении катушек с повреждённой изоляцией, а также с признаками
ослабления посадки на сердечниках, тяговый двигатель подлежит смене для прове-
дения ремонта в электромашинном цехе.
13.12 Осмотреть в доступных местах состояние бандажей обмотки якоря.
Бандаж не должен иметь поперечных или продольных трещин, расслоений,
надрывов и вырывов отдельных волокон или полосок по окружности, сползаний,
ослаблений и прожогов. Наличие глухого звука при лёгком остукивании бандажа
молотком указывает на отслоение бандажа от якорных катушек.
13.13 Проверить состояние крышек коллекторных люков.
Повреждённые уплотнения исправить, внутреннюю поверхность крышек про-
тереть и, при необходимости, покрыть электроизоляционной эмалью.
Неисправные запирающие устройства - отремонтировать.
13.14 Установить на место крышки смотровых люков, обеспечивая их плотное
прилегание к остову.
13.15 Проверить крепление главных и добавочных полюсов, подшипниковых
щитов и подшипниковых крышек.
40
Ослабленные полюсные болты, залитые компаундной массой, определять по
состоянию заливки. Наличие трещин и выкрашиваний компаундной массы указыва-
ет на ослабление болтов.
Ослабленные болты - подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гра-
нями на головках - заменить. После подтяжки или замены полюсных болтов, произ-
вести заливку головок болтов компаундной массой там, где это предусмотрено чер-
тежом.
13.16 На тяговых двигателях с моторно-осевым подвешиванием проверить от-
сутствие течи смазки, плотность прилегания крышек к буксам, исправность замков,
надёжность затяжки болтов крепления букс к остову тягового двигателя.
При отсутствии на болтах контровки, болты подтянуть, контровку восстано-
вить.
Через технологические окна проверить состояние вкладышей моторно-осевых
подшипников на отсутствие признаков выплавления или раздавливания баббита.
Проверить уровень смазки в заправочных камерах моторно-осевых подшип-
ников. При необходимости добавить смазку до соответствующего уровня.
13.17 Проверить состояние выводных и подводящих кабелей и защитных чех-
лов на них, а также прочность подвешивания и крепление кабелей в клицах.
Повреждение изоляции кабелей в виде потёртостей и трещин восстановить без
удаления основной изоляции с применением прорезиненной или хлорвиниловой
изоляционной ленты. При повреждении внутреннего слоя изоляции без нарушения
токоведущих жил дефектные места изоляции кабеля вырезать, края основной изоля-
ции срезать на конус по длине 20-25 мм. Новую изоляцию из стеклоткани ЛСЭ-02
наложить плотно, без морщин, в полуперекрышу последовательно от одного края
вырезанной части изоляции к другому. При этом слой стеклоткани при наложении
должен перекрывать на 10-15 мм основную часть изоляции. Общая толщина нало-
женных слоев изоляции должна быть не менее толщины основной изоляции. Поверх
последнего слоя наложить в полуперекрышу два слоя прорезиненной или хлорвини-
ловой изоляционной ленты, перекрывающие нижние слои на 50-110 мм.
41
При наличии на кабелях вздутия изоляции, а также резкого изгиба сделать
продольный разрез изоляции и осмотреть состояние жил кабелей. При обнаружении
поврежденных жил кабель заменить.
При необходимости, устранить трение кабелей об остов тягового двигателя и
раму локомотива, ослабленные болты на клицах - подтянуть.
Повреждённые и замасленные защитные чехлы на кабелях заменить.
13.18 Произвести наружный осмотр остовов тяговых двигателей, подшипни-
ковых щитов и крышек на наличие трещин.
При осмотре обратить особое внимание на возможные трещины:
- в углах коллекторных люков;
- у горловин остова под подшипниковые щиты;
- в кронштейнах и опорных носиках подвески тяговых двигателей;
- в приливах подшипниковых щитов под болты крепления к остову.
Трещины на деталях не допускаются.
13.19 Проверить свободный ход (люфт) карданной передачи тяговых двигате-
лей электровозов серии ЧС.
13.20 Осмотреть состояние трубок подвода смазки к якорным подшипникам и
проверить наличие и затяжку пробок (маслёнок) на них.
Трубки подвода смазки должны быть надёжно закреплены к подшипниковым
щитам и не должны иметь трещин, прожогов, деформаций и других повреждений.
13.21 Осмотреть состояние патрубков для подвода и выброса охлаждающего
воздуха.
Проверить целостность и плотность прилегания патрубков к горловинам, за-
тяжку болтов крепёжных хомутов.
Повреждённые и замасленные патрубки заменить на новые, ослабленные кре-
пёжные хомуты подтянуть. Очистить засоренные предохранительные сетки возду-
ховодов.
13.22 Проверить состояние накладок опорных носиков тяговых электродвига-
телей.
42
Ослабленные накладки приварить по периметру. На место отсутствующей
пластины приварить новую, обеспечив точную её подгонку относительно опорного
носика.
13.23 Тяговые двигатели, повреждения которых не могут быть устранены на
месте, а также с сопротивлением изоляции ниже установленных норм, с локомотива
снять для проведения ревизии с разборкой и устранением выявленных неисправно-
стей.