Информационно-психологическое воздействие руководства Японии на население во время землетрясения 1923 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ МИЛИЦИИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКОЕ ВЫСШЕЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ»

Кафедра морально-психологического обеспечения

Факультет морально-психологического обеспечения

 

 

 

«ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ»

 

(23 апреля 2020г.)

 

МАТЕРИАЛЫ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(с международным участием)

Донецк

Г.

УДК 37.035

ББК 88.61

 

 

Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях информационного противостояния: материалы Респ. науч. - практ. конф., 23 апреля 2020г., г. Донецк / ГОУ ВПО «ДОН ВОКУ». – Донецк: ДОН ВОКУ, 2020. - 62 с.

 

Сборник материалов конференции содержит работы участников Республиканской научно-практической конференции (с международным участием) «Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях информационного противостояния». Труды сгруппированы в следующие тематические направления:

 «Информационные, кадровые ресурсы в патриотическом воспитании молодёжи»;

«История Отечества как источник патриотического воспитания граждан»;

 «Практическое применение методов информационно - психологического противоборства».

 

 

© ГОУ ВПО «ДОН ВОКУ», 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ

БахтояроваА.В.ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ…………………………………………………..   5
ГайкинВ.А.информационно-психологическое воздействие руководства Японии на население во время землетрясения 1923г...………………………………………     7
Козеевская Н.А.ИСТОРИЯ РязГМУ В ЛИЦАХ: МЕДИЦИНСКИЕ ДИНАСТИИ ВУЗА И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………………     11
Левченко Е.В.Информационные технологии как средство формирования патриотического воспитания молодёжи в социальных сетях………………     14
Федосеев А.А., Пинчук В.П. ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ………………………………………………………………..     17

 

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН

Александрова К.А.ПРОЕКТ «ИМИ ГОРДИТСЯ ДОНБАСС»........... 24
Гончаренко О.А.ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ГЛАЗАМИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ……………………………………………………………….     26
Онищенко А.С., Чаленко В.В.ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ЭКСКУРСИОННОГО ПРОЕКТА «ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ ХРАНИМ»……………………………………………………………………   31
Печин Ю.В.ПРОЕКТ «БЕССМЕРТНАЯ АРМИЯ РОССИИ» КАК НОВЫЙ ШАГ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И РАЗВИТИЮ РОДОВЕДЕНИЯ……………………………………………...     34
Саенко А.С.ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ……………………………………………………………….   38
Чаленко В.В., Онищенко А.С.КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДОРОГАМИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………..     41

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Белюрко Н.М.ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………..     44
Белюрко Н.М.ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЕЯ МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ЦЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА…………………………...     47
Глотов С.И., Филатова Т.Е., Козеевская Н.А.К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ…………………………………………………. Коробов-Латынцев А.Ю.ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УРОКИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ………………………………………………….         51   54
Севостьянов Д.А.ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И АНАЛИЗ ИНВЕРСИЙ………………………………………………………   57
Степанчук Н.Н., Хает Л.Г.ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ Формирование ОБРАЗА СЕБЯ И образа Родины……………………………………………………………………...     60

ИНФОРМАЦИОННЫЕ, КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ

УДК 37.017.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Бахтоярова А. В.

Торезский колледж Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», torez_kolledzh@mail.ru

Современная молодёжь отвечает за будущее нашей Родины, за сохранение и преемственность культуры, истории, национального и духовного единства. От его позиции в общественно-политической жизни, социальной и политической активности зависит демократическое и социально-экономическое будущее нашей молодой Республики. 

Формирование чувства патриотизма у современных молодых людей является, на данный момент, очень актуальной проблемой. Дело в том, что сегодняшнее моральное состояние современного молодого поколения можно охарактеризовать понятием разочарование. Это и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости.

Патриотизм должен представлять собой системную, совместную и целенаправленную деятельность всех институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Донецкой Народной Республики.

Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение 2000-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране.

Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. 

Материальные ценности стали преобладать над моральными. Деньги, машина, хорошая одежда, тусовки по выходным, погружение в онлайн-игры, социальные сети в Интернете – вот что сейчас ценится у молодежи.

Для патриотизма, таким образом, совсем не остается места. При этом молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Дело в том, что отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, то них не принято напоминать молодежи.

При советской власти патриотически воспитывало всё – кинематограф, театр, музыка, спорт, промышленность, наука, сама жизнь. В сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, доброго, справедливого, образ жизни подвижника, образ мудрого государственного деятеля, образ волевого полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя, например А. Матросова, М. Паникахи, З. Космодемьянской, О. Кошевого, пионеров-героев и др. Данные герои предстают как образцы патриотизма, нравственности духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе.

Если мы будем только жалеть об утраченном былом опыте, то он так и останется навеки утраченным. Если мы будем сомневаться в своей способности воспитать патриота, мы его и не воспитаем. И если мы просто опустим руки, нам и останется тогда лишь продолжать разговоры о важности воспитания патриотических чувств.

Патриотическое воспитание студентов среднего профессионального образования является важной составляющей современного образования. Деятельность колледжа – часть процесса становления гражданской позиции личности, которая обеспечивает подготовку специалиста, обладающего самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством, социальной активностью, готового к защите не только собственных, но и государственных интересов.

Воспитательная работа направлена на формирование патриотизма, который даст новый импульс духовному оздоровлению молодежи, выступит проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных отношений, сохранения национальных ценностей.

Формирование патриотизма, которое происходит в процессе организации воспитательной работы, может реализовываться через разнообразные формы: теоретические семинары и конференции, диспуты, встречи с интересными людьми, лекции, доклады, тематические собрания.

В этом может помочь возрождение сдачи норм «Готов к труду и обороне» (ГТО), игры «Зарница», создание или возрождение музеев при учебных заведениях.

Безусловно, необходимыми и полезными в данном направлении воспитательной работы будут методы поощрения в разных формах выражения: награждения, грамоты, призы, стипендиальные надбавки.

Не следует забывать и об участии семьи в воспитании патриотизма. Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи.

Только при всестороннем воздействии на сознание современной молодежи можно рассчитывать на формирование у его представителей чувства верности своему Отечеству.

Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышают его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование.

УДК 94(520).032

информационно-психологическое воздействие руководства Японии на население во время землетрясения 1923 г.

Гайкин В.А.,

кандидат истор. наук, старший науч. сотрудник,

Институт истории, археологии и этнографии народов

Дальнего Востока ДВОРАН unara49@vail.ru

 

1 сентября 1923 г. серия подземных толчков встряхнула восточную часть региона Канто. Только в Токио и Йокогама погибли 80 тысяч чел. Уже после полудня 1 сентября в г. Иокогама и г. Кавасаки начали циркулировать слухи о появлении групп, взбунтовавшихся корейцев (позже они были признаны ложными). Министр внутренних дел Японии Мидзуно Рэнтаро и Акаикэ Ацуси вошли в историю как «усмирители» национально-освободительной борьбы корейцев в 1919 г. [4, 187]. Опыт «зачистки» Корейского полуострова после восстания сформировал у них отношение к корейскому народу и корейской диаспоре в Японии как к этносу, потенциально склонному к вооружённому мятежу. Поэтому их реакция на слухи об антиобщественном поведении корейцев во время землетрясения была предсказуемой.

Аннексия Кореи Японией в 1910 г. стала точкой отсчёта создания в Японии самой большой за пределами Кореи корейской диаспоры. В 1925 г. в Японии насчитывалось103 тысяч гастарбайтеров [9, 9]. По мнению авторов, выполненного в МИДе Японии исследования «Положение корейцев в Японии в 1925 г.» (Тайсёдзюённэнтю ни окэрудзайрютёсэндзин но дзёкё): «японцы рассматривали корейцев как низшую расу» [3, 34].

Как вспоминал Мидзуно Рэнтаро: «После обдумывания ситуации... я пришёл к выводу, что единственно правильным решением будет введение военного положения» [5, 11]. 2 сентября во второй половине дня военное положение было объявлено в Токио, и пяти прилегающих к нему районах. К 10 сентября численность, сосредоточенных в Канто войск, достигла почти 50000 чел [6, 388].

По мнению психологов: «Индукции идей способствует ситуация религиозной секты, закрытого тоталитарного общества, … географической или культуральной (в том числе языковой) изоляции» [1, 13]. В контексте этой концепции можно предположить, что введение военного положения усилило антикорейские настроения, повысило «градус» кореанофобии, а последующие действия полиции и армии не оставили у населения сомнений в истинности, распространявшихся о корейцах слухов.

Морияма Санэёси командир дивизии «Нарасино» 2 сентября в директиве для полиции назвал корейцев людьми, совершающими антиобщественные действия: «Позвольте напомнить о необходимости соблюдать бдительность и принимать решительные меры против этих корейцев» [8, 48]. 

Поскольку из-за стихийного бедствия распространение тиражей газет стало невозможным, Токио нити нитисимбун и другие издания уже со 2 сентября начали печатать настенные газеты-листовки (плакаты), содержащие официальные уведомления государственных органов для населения. В одной из таких первых газет-плакатов содержался призыв создавать отряды самообороны для защиты от социалистов и корейских инсургентов [7, 92].

Американский социолог Стэнли Коэн в 1972 г. опубликовал книгу «Народные бесы и моральные паники: возникновение Модов и Рокеров». По мнению учёного, отдельные лица или группы могут в какие-то периоды в глазах народа воплощать образ врага. В общественном сознании они становятся по выражению Коэна «народными бесами»: «…группы индивидов могут быть определены как угроза социальным ценностям и интересам. Медиа выступают в роли агента морального возмущения (нравственного негодованиия). Их способ предоставления определённых фактов может быть достаточен для возникновения негодования или паники» [2, 1]. В атмосфере антикорейской истерии началось создание отрядов самообороны (дзикэйдан). К середине сентября в Японии насчитывалось около 3700 таких отрядов самообороны, жертвами которых стали тысячи корейцев[4, 174]. Число корейцев, убитых в регионе Канто в течение первой недели сентября составляло около 6000 чел [10, 205-213]. 

Феномен антикорейских погромов состоял из двух компонент: 1. Действия разных ветвей власти программного характера с заданными целями и средствами для их достижения; 2. как бы стихийная, массовая антикорейская истерия населения, которая на самом деле была индуктивно наведённой волей институтов власти. Руководство страны помнило Рисовые бунты 1918 г. (массовые беспорядки, вызванные повышением цен на рис, сопровождавшиеся нападением на полицейские участки, рисовые склады, антиправительственными демонстрациями и т.д.) и чтобы исключить их повторение выбрало корейскую диаспору для перевода на иммигрантов вектора массового недовольства людей, потерявших дома, имущество, родственников во время страшного природного катаклизма.

Прямых приказов об убийствах корейцев не было, но были многочисленные директивы и инструкции о необходимости контроля, наблюдения, бдительности в отношении иммигрантов, закладывающие в массовое сознание почти аксиоматическое отождествление корейцев с врагами японского общества и государства. Инстинкт классового самосохранения правящей страты выражался в многочисленных, не обязательно управляемых из единого центра, не обязательно координированных акциях информационного (или скорее дезинформационного) характера, формирующих у японского общества образ врага, говорящего на корейском языке.                                                                               

Убийства корейцев носили для японцев (приверженцев консервируемой языческой религии Синто) в какой-то степени характер религиозно-кровавого обряда восстановления нормы, возврата к стабильности бытия, которую пытались нарушить иноземцы, посягнувшие Первомартовским восстанием (Антияпонское восстание в Корее 1919 г.) на право японского императора управлять «неразумными детьми» (корейским народом). Обряды в язычестве призваны «исправить реальность» (например, вызвать выпадение осадков в засуху), преодолеть беспомощность человека перед непознаваемым миром, взять у природы реванш с помощью невидимых духов. В этом плане массовые убийства корейцев в чём-то были похожи на ритуальные человеческие жертвоприношения в империях мезоамерики (ацтеки, майя). На уровне подсознания язычниками-японцами двигало в том числе и неосознанное желание кровавыми жертвами умилостивить неподвластную стихию, предотвратить повторение ужасов землетрясения, страшных пожаров, напоминавших апокалипсис.

В газете Осака майнити было помещено мнение «известного юриста», который утверждал, что было бы неправильным считать антикорейские действия членов дзикэйдан обычными преступлениями, поскольку это были действия толпы в состоянии «временного помешательства» [9]. «Индуцированный психоз» – термин, введённый в оборот психиаторами конца 19 века, которые установили, что психические расстройства могут быть «заразными», передаваться во время обмена информацией. Подобно компьютерному вирусу массовый параноидный психоз, может охватить большие группы населения.

УэсугиСинкити, профессор права Токийского университета в статье, опубликованой в Кокуминсимбун 14 октября 1923 г. утверждал, что а. полиция распространяла слухи; б. членам дзикэйдан было разрешено носить оружие и были основания полагать, что убийство корейцев было санкционировано; никаких попыток подавить насилие не предпринималось; г сами полицейские незаконно арестовали и убили многих людей [7, 148].

Список литературы:

1. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов / под ред. В. П. Самохвалова. Ростовн/Д.: Феникс, 2002. 295 с.

2. Cohen Stanley. Folk Devils and Moral Panics. The Creation of the Mods and Rockers. Oxford: Basil Blackwell, 1972. 248p.

3. Mitchell Richard. The Korean minority in Japan.University of California press. Berkeley and Los angeles,1967. 285 p.

4. Weiner Michael. The Origins of the Korean Community in Japan, 1910-1923. Humanities Press International, Atlantic Highlands, New Jersey, 1989. 248p.

5.АкаикэАцуси. Дайсинсайтодзиниокэрусёкан (МоимысливовремяземлетрясениявКанто)//Дзикэй(Муниципальнаяполиция). №51. ноябрь 1923. С. 201-234.

6. ИмаиСэйити. Нихон но рэкиси (История Японии). № 23. Тайсёдемокрасии (Эпоха демократии Тайсё), Токио: Тюокоронся, 1978. 393 с.

7. Кан Ток Сан. Гэндайсисирё 6. (материалы по новейшей истории) т.6. Канто дай синсай то тёсэндзин. (Великое землетрясение в Канто и корейцы) Токио: Киндайся, 1963. 607 с.

8. МацуоТакаёси. КантоДайсинсайка но тёсэндзингякусацудзикэн. дзё (Массовые убийства корейцев во время Великого землетрясения Канто. ч.1) // Сисо (Идеология). № 471. сентябрь 1963. С. 30-48.

9. Пак Кэн Сик. Дзайнититёсэндзинундоси (Социально-политическая история корейцев в Японии). Токио: Санитисёбо, 1979. 386 с.

10. ТакахасиСинъити и др. Рэкиси но синдзицу: Канто дай синсай то тёсэндзингякусацу (Правда истории: землетрясение в Канто и убийства корейцев). Токио. 1975. 258 с.

УДК 61 (092)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: