Онищенко А.С., Чаленко В.В

ГУК «Донецкий республиканский краеведческий музей»

Изменения в современном обществе, такие как утверждение глобализма и космополитизма, а также насаждение либеральных ценностей западного мира, приводят к депатриотизации общественного сознания граждан. Усиление информационного напора (посредством СМИ, социальных сетей и т.д.), присущего современному миру, который оказывает не всегда положительное влияние на подрастающее поколение, ставит под угрозу осуществление задач патриотического воспитания, целью которого является воспитание преданности Отечеству и любви к Родине. Поэтому необходимо больше уделять внимание формированию патриотических чувств у граждан Донецкой Народной Республики. Такое воспитание предполагает формирование у граждан, особенно у детей и учащейся молодежи, высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите [1, с. 3].

Историческое краеведение играет важную роль в патриотическом воспитании. С помощью краеведческого материала можно приобщить граждан к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых нельзя представить сильное и развивающееся государство: справедливость, семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о единстве нации и государства [2]. Изучение истории родного края на основании краеведческого материала позволяет показать гражданам значение этих ценностей для наших предков и важность их сохранения в наше время.

12 сентября 2019 г. Донецкий республиканский краеведческий музей впервые презентовал вниманию общественности культурно-исторические экскурсии по памятным местам «Память о прошлом храним!». Данный проект был инициирован Министерством культуры Донецкой Народной Республики и посвящен 77-й годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, а также грядущему 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Основными задачами проекта являются: ознакомление экскурсантов с архитектурными памятниками, памятными местами и историей центральной части города Донецка, связанными с событиями Великой Отечественной войны; развитие патриотических чувств; вовлечение экскурсантов в изучение героического прошлого нашего края; сохранение преемственности поколений.

Проект «Память о прошлом храним» представляет собой пешеходную экскурсию по центральной части г. Донецк (от площади им. Ленина до площади им. А.В. Захарченко). В маршрут экскурсии включены 18 объектов, связанных с жизнью города в годы Великой Отечественной войны.

Интересна история площади им. Ленина и зданий, расположенных близ нее: Донецкая государственная академическая филармония, где в сентябре 1941 г. размещался штаб 383-й шахтерской стрелковой дивизии, здание администрация Ворошиловского района г. Донецка, над которым было поднято красное знамя в ходе боёв за освобождения города. Экскурсантам рассказывается о промышленном потенциале Донбасса в довоенное время, о формировании «шахтерских» стрелковых дивизий и ходе Донбасско-Ростовской стратегической оборонительной операции.

На месте здания «Дома коммуны свинца», где были казармы украинской вспомогательной полиции и у гостиницы «Донбасс» (совр. «Донбасс Палас»), где располагался штаб гестапо оккупационных частей, рассказ посвящен военным преступлениям захватчиков на территории города. Упоминаются самые крупные концлагеря для военнопленных в городе, еврейское гетто в Белом карьере, и об одном из крупнейших мест захоронения жертв фашизма –шурфе шахты № 4-4 бис.

В маршрут экскурсии включено посещение могил генерал-лейтенанту К.А. Гурову и гвардии полковнику Ф.А. Гринкевичу, которые принимали участие в освобождении нашего края. Вклад этих легендарных личностей и всех боевых соединений советской армии в победу над немецко-фашистскими захватчиками неоценим. Для историко-патриотического воспитания молодежи Донецкой Народной Республики крайне важно понимать, какой ценой далось освобождение края.

В рассказе упомянуты действия подпольных антифашистских групп в годы Великой Отечественной войны. Жители города оказывали сопротивление нацистским войскам, которые строили «новый порядок» на оккупированных территориях. Они устраивали саботажи на промышленных предприятиях, печатали антифашистские листовки, спасали жителей от отправки на принудительные работы в Германию, а также разрушали объекты инфраструктуры оккупантов на Донбассе.

Отдельной темой экскурсии является культурная жизнь города в годы Великой Отечественной войны. У зданий Донецкого музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна, Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко и Дома кино «Шевченко» ведется рассказ о начале работы театральных трупп в городе, о деятельности и репертуаре культурных учреждений в годы оккупации, об условиях труда сотрудников театра и героической деятельности артистов в эвакуации.

Конечная точка маршрута – площадь им. А.В. Захарченко. Объектами показа является здание Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, которая работала в годы оккупации, а также здание МОУ «Школа № 2 г. Донецка», где был как нацистский, так и советский тыловой госпиталь.

С 12 сентября по 31 октября 2019 г. в культурно-исторических экскурсиях приняли участие 845 жителей и гостей города. Основной категорией участников были учащиеся образовательных учреждений, училищ, техникумов и высших учебных заведений Донецкой Народной Республики. Согласно многочисленным отзывам участников проекта, данное мероприятие вызвало неподдельный интерес и широкий отклик. Таким образом, можно утверждать, что все цели, поставленные перед данным проектом, были полностью реализованы.

Этот проект призван привлечь внимание жителей и гостей г. Донецка, а в особенности молодого поколения Республики к героическим страницам истории Донбасса в годы Великой Отечественной войны. Полученная экскурсантами информация позволит по-новому взглянуть на памятники и архитектуру города. Историко-патриотическое воспитание является одной из важных причин формирования в сознании детей и учащейся молодежи чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого, осознания исторической ответственности за события в обществе и государстве.

 

Список литературы:

1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики URL: http://xn--h1aheeehel.xn--p1acf/koncepciya-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-i-uchashcheysya-molodezhi (дата обращения: 14.04.2020).

2. Бахчиева О.А. Педагогический потенциал краеведения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16885 (дата обращения: 16.04.2020).

УДК 351.856; 929

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: