Психолого-педагогические особенности формирования любительского коллектива

Котлячкова Валерия Сергеевна, группа 31 ПДО

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Шестакова В. П.

Человеку любого возраста важно комфортно чувствовать себя в коллективе, но именно в школьные годы происходит активное развитие личности, формирование ее базисных качеств, во многом зависящее от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Поэтому руководителям детских любительских коллективов необходимо осознавать ложащуюся на них ответственность по поддержанию благоприятного психологического климата, поскольку это является залогом спокойного, уверенного и комфортного самочувствия ребенка на занятиях, дает ему возможность раскрыть свои личностные качества, снижает риск появления проблем в общении. [1;1]

На сегодняшний день существует достаточно много определений понятия «психологический климат». Приведем некоторые из них:

это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей

преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к работе и окружающим событиям. Синоним — психологическая атмосфера.  [7;2]

качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Поскольку теоретические вопросы, касающиеся различных аспектов психологического климата, его критериев, определяющих его факторов и т. д., довольно тщательно разработаны, мы позволим себе лишь кратко упомянуть о них.

Итак, психологический климат является неотъемлемой характеристикой любого коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я». Существуют факторы, определяющие психологический климат в коллективе: глобальная и локальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность своей деятельностью, характер и организация совместной выполняемой работы, психологическая совместимость. Психологический климат делится на две категории: благоприятный (характеризующийся радостью общения, доверием, чувством защищенности, продуктивной совместной деятельностью и т. д.) и неблагоприятный (конфликтность отношений в группе, враждебность, непонимание и т. п.). Так же, как и во взрослом, психологический климат в детском коллективе заключается в эмоциональном благополучии и комфортном пребывании в данном коллективе каждой личности. [6;146]

Формирование, поддержание и совершенствование психологического климата — это постоянная практическая задача руководителей детских коллективов. Данная деятельность — дело не только ответственное, но и творческое, поскольку руководитель должен умело управлять поведением детей, помогать каждому ребенку занять определенную позицию в коллективе, формировать здоровое общественное мнение. Все методы, направленные на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, которые мы приведем ниже, можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и в работе со всем коллективом:

1. Психогимнастика — метод, основанный на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Цель упражнений в психогимнастике: уменьшение напряжения (я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия, возвращаюсь из школы, невербальное приветствие/прощание с членами коллектива), сокращение эмоциональной дистанции участников группы (предполагается уменьшение пространственной дистанции: разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека; выразить прикосновением свое отношение к другому человеку), выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.

2. Арттерапия (воздействие искусством). Используется проективный рисунок, тема которого задается руководителем группы (возможна свободная тема). Примерные темы: «Какой я», «Каким бы я хотел быть», «Я среди друзей», «Я в данном коллективе», «Каким я кажусь окружающим», «Мое настроение в коллективе». Возможен другой вариант рисования, когда вся группа рисует одну картину. В этом случае обязательно провести обсуждение вклада каждого из ребят в работу всей группы и особенности общения всех участников рисования. Руководитель же может выявить эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого участника в отдельности по цвету и характеру нарисованных деталей. 

3. Натуртерапия (воздействие природы). Выходы на природу, посещение зоопарка всем коллективом также способствуют эмоциональному сближению и сплочению его участников. [7;4]

4. Логотерапия (разговорный метод). Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми, обсуждая их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Можно предложить также использование вербальных игровых упражнений, способствующих познанию друг друга и взаимопониманию. Это такие упражнения, как «Интервью», «Знакомство-представление», «Если бы я был...» и т. д. 

5. Игротерапия (игра образами). Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры, т. е. все, что связано с перевоплощением. Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе можно широко использовать интерактивные игры. О значении игры для развития ребенка написано достаточно много: благодаря ей дети учатся осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, взаимодействуют с другими людьми и т. д. [7;5]

Важным моментом внеурочной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в разнообразной творческой деятельности. Переживание воспитанником ситуации успеха:

· развивает познавательные интересы;

· стимулирует к высокой результативности труда;

· корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);

· развивает инициативу, активность, креативность;

· поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат. [4;50]

Проблемам эмоционального состояния человека посвящено множество работ, так как эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека сложны и многогранны, поскольку в них находят свое выражение не только самовыражение в физиологическом смысле, но и общественные связи человека, его миропонимание, мировоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям других людей. Поскольку эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью, то и в учебной деятельности школьника следует опираться на его эмоциональную сферу. [5;1]

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. [2;2]

Эмоции успеха в учебной деятельности школьников имеют огромную силу, на что указывают высказывания многих педагогов: Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы; Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими; Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности.

Так, ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которое способствует осознанному включению каждого учащегося в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и адекватное восприятие результатов своей деятельности.

В конечном счете, «успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителями и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи». [3;140]

Таким образом, поскольку межличностные отношения опосредованы деятельностью, ее ценностями, содержанием и организацией, то, несомненно, успешная деятельность является залогом развития отношений высокого порядка, т. е. отношений сотрудничества.

В данном случае необходимо ввести уточнение по поводу использования термина «успешность». Мы выделяем субъективную и объективную успешность деятельности.

Можно быстро и качественно выполнить заданное упражнение, блестяще решить задачу, виртуозно исполнить музыкальное произведение и не затратить при этом минимальных усилий. Такая деятельность будет иметь объективную успешность, так как высокий результат деятельности отмечен только сторонним наблюдателем. Легкий успех не приносит удовлетворения. «Неудача порождает большую беспомощность, чем успех. Но даже успех, который не получает внутреннего объяснения, может привести к проявлению выученной беспомощности вплоть до эмоционального дефицита – появления тревоги». Таким образом, объективная успешность деятельности не является ситуацией успеха, так как качественность исполняемого не есть результат физического и психического напряжения субъекта деятельности.

Успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное – успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность. Достижение цели должно быть связано с преодолением препятствий, но сами они должны быть преодолимы. [5;2]

Таким образом, правильно выбранные способы позволят удовлетворять потребности коллектива, а значит и потребности отдельной личности. Также формируется самооценка участников коллектива, а в младшем школьном возрасте это особенно важно.

Литература:

1. Апетян,М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. – Белгород: Молодой ученый, 2014. – 1 с.

2. Вараксин, В. Н. Снижение уровня депрессивного состояния детей и подростков во временном детском коллективе / В. Н. Вараксин. - Таганрог: КОНЦЕПТ, 2013. – с. 2-3.

3. Галимская, О. Г. Исследование взаимоотношений в детском коллективе в процессе спортивно – игровой деятельности / О. Г. Галимская. - Белгород: Казанский педагогический журнал, 2015. – 140 с.

4. Ивасько, Г. А. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях школы – интерната / Г. А. Ивасько. –Новокузнецк: Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. - 50 с.

5. Ларионова, И. А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися / И. А. Ларионова. - Екатеринбург: Педагогическое образование в России, 2014. – с. 1-2.

6. Толмачева, Е. С. Воспитание толерантности школьников как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе / Е. С. Толмачева. – Нижний Тагил: Педагогическое образование России, 2016. – с. 146-147.

7. Янковская, О. В. Способы формирования и поддержания психологического климата в детском любительском коллективе / О. В. Янковская. – Абакан:Universum: Психология и образование, 2014. - с. 2-5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: