Зуева Евгения Николаевна, группа 31 ПДО
«Педагогика дополнительного образования»
Руководитель: Орехова Ю.В.
Тема развития социальной активности очень актуальна на данный момент. В жизни каждого человека всегда было важным и остаётся до сих пор - это становление его личности. Особенно это значимо для детей, которым необходимо развиваться на протяжении всего образовательного процесса. Важное значение в данном процессе отводится вовлечению обучающихся в социальные и культурные практики, направленные, в первую очередь, на формирование у обучающихся опыта самостоятельного общественного действия в активной субъектной позиции [1].
Цель: привлечение младших подростков к волонтерской деятельности с целью развития социальной активности.
Задачи:
Изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования социальной активности младших подростков.
Доказать, что волонтёрская деятельность является хорошим способом для развития социальной активности.
|
|
При проведении исследования использовался анализ информации из различных источников. Разработанный проект может быть полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в центрах дополнительного образования детей.
Внеурочная и досуговая деятельность является важным условием формирования ценностных ориентаций школьников. В этой связи волонтерство выступает как эффективный механизм организации досуговой и внеурочной деятельности, призванной обеспечить единство ценностного и деятельностно-практического компонентов воспитательной деятельности [2].
В России волонтерство развивается достаточно активно. В 2012 году Российская Федерация вошла в первую десятку стран мира по числу волонтеров.
Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, который осуществляется добровольно на благо широкой общественности без денежного вознаграждения [3].
Для того чтобы молодые люди росли ответственными гражданами своего государства, неравнодушными к настоящему и будущему своей страны, им нужно предоставить возможность участвовать в общественной жизни, частью которой они являются [4].
Сохранению и передаче духовно-нравственных ценностей, становлению гражданских качеств личности и развитию социальной активности молодого поколения поможет - стимулирование активной социальной деятельности [5].
Активное участие в добровольческих делах способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других [6].
|
|
Волонтерская деятельность позволяет:
– приобрести опыт организации, самостоятельной разработки и реализации мероприятий и проектов, увидеть реальный результат своей деятельности;
– развивать мыслительную деятельность;
– самостоятельно искать и выстраивать пути решения реализуемых проектов;
– развивать потребность у подрастающего поколения в общественно - значимой деятельности [7].
Волонтерская деятельность школьников способствует расширению видов и форм внеурочной деятельности, направленных на становление личности обучающегося. Для этого можно использовать формы различной воспитательной направленности, что позволяет ученикам лучше вникнуть в социальные практики.
Таким примером может послужить создание волонтёрного отряда в образовательном учреждении. Цель отряда будет заключаться в различной помощи разного вида животным. От постройки кормушек до похода в приют для кошек или собак. Важно научить детей милосердию и состраданию.
Включение подростка в положительную деятельность помогает отвлечь от негатива, формирует чувство собственной значимости, решает проблему ненужности. У школьников появляется возможность самовыражения, проявления независимости, самостоятельности, своей индивидуальности [8].
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Таким образом, волонтерская деятельность обладает большими возможностями для формирования и развития социальной активности младших школьников, участвуя в волонтерских акциях и организуя их самостоятельно, дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять себя, приносить пользу окружающим, развивают в себе такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность, мобильность, ответственность и т.п.