Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

 

Чазова Ольга Юрьевна, группа 330

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель: Бочкарева Н.В.

В современной школе основными задачами учителя являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей обучающихся. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы, поэтому так важно использовать их в работе с младшими школьниками.

Цель работы: выявление условий эффективного использования пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», выявить их педагогическую ценность в литературном образовании младших школьников.

2. Изучить методику работы над пословицами и поговорками в начальной школе, выявить различные приемы по использованию пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности.

3. Разработать технологические карты уроков с использованием пословиц и поговорок и апробировать их во время практики.

4. Разработать тематику проектов, связанных с пословицами и поговорками, и организовать их выполнение младшими школьниками во внеурочное время.

Гипотеза исследования. Использование пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий: если учитель начальных классов будет знать художественные особенности данных жанров, учитывать возрастные особенности учащихся при подборе пословиц и поговорок, владеть методикой использования данных жанров в работе с младшими школьниками.   

В ходе работы были использованы следующие методы: теоретические (сравнение, анализ, обобщение) и практические (изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ учебной литературы, изучение нормативных документов в области НОО, методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику).

Рассмотрение сущности пословиц и поговорок выявило, что пословицы и поговорки - это малые жанры устного народного творчества, каждый из которых обладает присущей ему художественной спецификой. Они несут в себе народную мудрость – это главное их сходство, но по своим значениям они разные. По мнению В. И. Даля, главное отличие поговорки от пословицы состоит в том, что она выражает понятие, а пословица – суждение, имеющее назидательный характер. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся: краткость (лаконичность); устойчивость (способность к воспроизведению); связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи); принадлежность к искусству слова; широкая употребляемость.

Также была рассмотрена педагогическая ценность пословиц и поговорок. Выявлены педагогические функции пословиц и поговорок, учет в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль). Эти жанры оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

Далее была изучена методика работы над пословицами и поговорками в начальных классах, рассмотрены возможности их применения на разных уроках и во внеурочной деятельности. Выявлено, что в начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами и поговорками, их заучиванию. Кроме этого, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять пословицы и поговорки в своей речи.

На первом этапе опытно-практической работы по теме исследования был выполнен анализ учебников УМК «Школа России» и «Перспектива». Целью анализа было выявление заданий, предполагающих работу младших школьников с пословицами и поговорками. Были рассмотрены учебники по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и музыке (с 1 по 4 класс). В итоге было выявлено, что пословицы и поговорки активнее всего используются на уроках литературного чтения и русского языка, остальные же предметы также предусматривают использование данных жанров, но в очень малой объеме. Тематические группы пословиц, с которыми знакомятся младшие школьники на страницах учебников: дружба, общение, трудолюбие, учение, семья.

Следующим этапом стал анализ опыта работы учителей начальных классов по применению пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности. Были выявлены новые интересные приемы работы с пословицами и поговорками: составление иллюстрированных тематических альбомов, оформление плакатов-монтажей, изошутки на пословицы и поговорки, игра «Переведи пословицу на русский язык» и многие другие.

Третьим этапом стала разработка технологических карт уроков и внеурочных занятий с использованием выявленных приемов работы с пословицами и поговорками, а также тем исследовательских проектов, связанных с пословицами и поговорками, для организации внеурочной деятельности учащихся.

Таким образом, было установлено, что пословицы и поговорки обладают большой педагогической ценностью и играют важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Поэтому учитель должен уметь правильно и в то же время интересно построить работу с данными жанрами, а для этого он должен знать художественные особенности этих жанров, владеть разнообразными приемами использования этих жанров на уроках и внеурочных занятиях. Несомненно, работа с пословицами и поговорками сложна, но и очень интересна. Это говорит о том, гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении разнообразных приемов применения пословиц и поговорок в начальной школе, условий их эффективного использования на уроках и во внеурочной деятельности и разработке на этой основе технологических карт уроков и тематики внеурочных проектов для младших школьников.

 

 

Место

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ                               У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ                                                                     В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

Радченко Ольга Валерьевна, группа 340

«Дошкольное образование»

Руководитель: Рубахина Е.А.

Уже в дошкольном возрасте детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени, чувствовать его длительность.

Сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста является одним из самых важных направлений математического развития ребенка. Оно создает основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, влияет на воспитание таких качеств как целенаправленность, организованность, умение планировать свою деятельность, собранность и т.д.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя показать.

Чтобы оно стало понятным и осязаемым для ребёнка, в качестве наглядного пособия используются модели, облегчающие ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны.

Цель: теоретическое и практическое обоснование эффективности применения моделирования в формировании представлений о времени у детей шестого года жизни

Задачи:

1. Проанализировать лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей шестого года жизни

3. Раскрыть особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

4. Определить значение использования моделей в формировании представлений о времени в работе с детьми шестого года жизни

Объект: процесс формирования представлений о времени у детей шестого года жизни.

Предмет: моделирование, как средство формирования представлений о времени у детей шестого года жизни.

Гипотеза: процесс формирования представлений о времени у детей 6 года жизни будет более эффективным в том случае, если в образовательной деятельности будут использоваться объемные модели, соединяющие в себе преимущества круговой и линейной модели.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностика сформированности временных представлений,

Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий формирования представлений о времени у детей 6 лет посредством моделирования.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями, чем дети пятого года жизни.

Социальная ситуация развития характеризуется установлением сотрудничества с взрослым, попытками воздействовать на него, активным освоением социального пространства.

В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним.

Отношение детей шестого года жизни со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.

Ведущим видом деятельности детей шестого года жизни является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 6 лет, однако начинают закладываться основы словесно-логического и именно в этом возрасте формируются действия моделирования.

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени.

Дошкольников продолжают знакомить с временами года, названиями дней недели, календарем, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. 

Для формирования представлений о времени педагоги широко используют такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения.

  Важной задачей на данном возрастном этапе является формирование «чувства времени», понимание значения его в жизни людей, необратимость, непрерывность времени, которую педагог может показаться с помощью объемной модели.

Модели могут быть разной формы (круглой, прямоугольной, спиралевидной, в виде кубов), наряду с цветом можно включать различные знаки – символы, обозначающие время: числовые фигуры, цифры, буквы, слова – название, а также картинки, схематические изображения.

Объемные модели соединяют в себе преимущества круговой и линейной модели, взяв от первой принцип цикличности, а от второй – принцип линейно-ритмической смены циклов

Объемная модель времени в виде спирали является е наиболее научно-достоверной моделью, простой по форме и доступной детскому пониманию по содержанию.

Также в работе с дошкольниками по формированию временных представлений используют плоскостные модели.

Плоскостные модели являются первыми моделями, с которыми сталкивается дошкольник в процессе формирования временных представлений. В средней группе воспитатель на занятиях показывает только плоскостные модели, т. е. только одну форму движения линейную. Для этого кружки или квадраты, разные по цвету выкладывают слева направо друг за другом. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, решает важную задачу: он запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность (утро, день, вечер, ночь).

Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль играет цвет. Цветовое решение модели для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначения дней недели могут браться цвета радуги.

При помощи временных моделей очень легко научить детей использовать в речи наречие: «сначала», «потом», «раньше», «позже». Выбор модели для работы с детьми осуществляется с учетом возраста, уровня развития у них временных представлений, поставленных целей, решаемых в данный период.

Овладение детьми моделями и деятельностью моделирования осуществляется в течение достаточно длительного времени, но это в полной мере дает возможность наглядно показать детям саму суть времени, его основные свойства.

Использование моделей в формировании представлений о времени у дошкольников позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: