Фольклорный праздник как средство приобщения младших школьников к народной культуре

Лобова Юлия Алексеевна, группа21 ПДО

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Орехова Ю. В.

Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Фольклор (в переводе с англ. — народная мудрость, народное знание) — народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев. Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника [23].

Современное общество насчитывает огромное количество средств массовой информации, но не обеспечивает содержательность и осведомленность младших школьников знаниями о культурных традициях. Помимо этого в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования уделяется недостаточно внимания вопросам, фольклорного образования обучающихся.

Обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России – одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования [24].

Следовательно, возрождать народные традиции, а в том числе народные праздники одна из первостепенных задач стоящая перед дополнительным образованием.

Итак, народный праздник - в основе каждого праздника лежит определенная идея и задачи, которые должны быть донесены до участника праздника - ребенка. Поэтому важно, чтоб все было построено на доступном для детей художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это может быть достигнуто с помощью специально отобранного и переработанного справочного материала по народной культуре и традициям.

Народный праздник – это всегда массовость. Праздник – это всегда «событие» в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза... Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

Фольклорный праздник должен ярко войти в жизнь ребенка и отложится в памяти на долгое время. Недаром говорят, что впечатления детства самые сильные и незабываемые.

Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации к организации и проведению фольклорного праздника:

· подготовку необходимо осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, музыкальных и др. занятиях;

· содержание праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

· подготовка к празднику не должна быть длительной утомляющей детей;

· в программу праздника необходимо включать народные подвижные игры, хороводы, танцы, песни, разученные с небольшими подгруппами или привлечение фольклорных коллективов;

· по длительности и содержанию праздники не должны быть утомительны и перенасыщены;

· после праздника в последующие дни можно повторить песни, хороводы, игры, которые понравились обучающимся. Это позволит закрепить праздничное впечатление, еще раз получить удовольствие от выступления;

· для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что может способствовать развитию нравственных норм и общей культуры.

Возрождение народных праздников способствуете знакомству с различными видами народного творчества. Обращение к народным праздникам – это не только действенная форма изучения художественной культуры, но и метод эстетического воспитания национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: