Роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста

Дубровина Елена Александровна, группа 240

«Дошкольное образование»

Руководитель: Баглай Н.Н

Картинка - это рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу. Иллюстрация вызывает активную работу мышления, памяти и речи детей. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом. 

Актуальность определена тем, что с повышением уровня информатизации в современном мире значительно снижается уровень речевого развития детей. Отмечается бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. К числу значимых причин снижения уровня речевого развития специалисты относят неблагоприятную среду в семье.

Для решения данной проблемы нужно определить педагогические условия, содержание и методы, содействующие обогащению словаря детей раннего возраста через картинки.

Цель: Выявить роль картинки в обогащении словаря детей раннего возраста.

Задачи:

1. Проанализировать лингвистическую психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме, с целью обогащения словаря детей раннего возраста с помощью картинки.

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста.

3. Изучить теоретические основы обогащения словаря детей раннего возраста.

4. Разработать картотеку игр с использование картинок для детей раннего возраста.

5. Разработать конспекты НОД (непосредственно-образовательная деятельность) с использованием картинок.

6. Разработать методические рекомендации по обогащению словаря детей раннего возраста через картинки.

Методы:

1. Наблюдение

2. Сравнение

3. Обогащение

4. Разработка и проведение конспектов НОД (непосредственно-образовательная деятельность)  с детьми раннего возраста

5. Изучение литературы

6. Анализ педагогической литературы

Исследование проводилось на базе Детского сада МБОУ «Постаноговская ООШ, структурное подразделение-детский сад» с детьми раннего года жизни, в количестве 16 человек.

Этапы работы:

1этап: Проанализировать лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Задача: Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме, с целью её теоретического обоснования по проблеме обогащения словаря детей раннего возраста через картинки. Для этого мы провели теоретический анализ научной литературы по проблеме обогащения словаря детей раннего возраста через картинки, просмотрели материал сайтов интернета по данной теме.

2 этап: Диагностический.

Задача: Проведение диагностики, изучение уровня по обогащению словаря детей раннего возраста через картинки.

Для выполнения этого этапа, во время производственной практики, провели диагностику с детьми раннего возраста по материалу Е.А.Стребельковой "Психолого-педагогическая диагностика раннего возраста"

Результаты нашего исследования показали следующий уровень обогащения словаря детей:

Высокий уровень- 31% (5 человек)

Средний уровень- 50% (8 человек)

Низкий уровень- 19% (3 человека)

3 этап: Практический.

Задача: Составление проекта и проведение проекта по развитию обогащения словаря детей раннего возраста через картинки.

Для этого были подобраны и проведены различные НОД, дидактические игры, упражнения для развития обогащения словаря детей раннего возраста через картинки.

4 этап: Оценка результатов:

Задача: Оценить эффективность проделанной работы.

Была проведена повторная диагностика по материалу Е.А.Стребельковой "Психолого-педагогическая диагностика раннего возраста"

Были получены следующие результаты:

Высокий уровень- 63% (10 человек)

Средний уровень- 24% (4 человека)

Низкий уровень- 13% (2 человека)

5 этап: Презентационный.

Задача: Представить конспекты НОД, картотеки дидактических игр и упражнений которые были проведены на основе проекта.

На данном этапе была подготовлена презентация наиболее важных, интересных моментов проделанной работы по развитию обогащения словаря детей раннего возраста через картинки.

Систематически включая детей в работу по развитию обогащения словаря детей раннего возраста через картинки: дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли, а самое главное обогатился словарный запас.

Изучив и проанализировав лингвистическую и психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что развитие речи, зависит от многих причин. Более успешно развитие речи будет, происходит под влиянием психолого-педагогических условии развития речи, которые способствуют возникновению мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям. Картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства.

Следовательно, роль картинки неоценима в обогащении словаря детей раннего возраста. Именно через картинку идет активное развитие речи детей раннего возраста, потому что основным методом в работе с детьми является наглядность. Поэтому картинкам отводится большое значение. И поэтому картинки должны быть яркими, красочными, эстетически сформированы. Поскольку картинка развивает любознательность познавательную активность, мышление, воображение, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность, настойчивость, творческую позицию и многие другое. Так же картинка позволяет излагать текст более выразительно, образно, способствуют возникновению у них эмоционального отношения к героям.

Список литературы:

1. Стародубова. Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Образования /Н.А. Стародубова. – 6-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 256 с. – (Сер. Бакалавриат).

2. Л.С.Выготский. Мышление и речь. Изд.5, испр.--Издательство "Лабиринт", М., 1999. -- 352 с.

3.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981, с. 43-48, 82-92, 124-127,146-149.

4. Ушакова О.С. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во «Совершенство», 2001. (ссылка для главы 2.2)

5.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: 2015.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: