Математическая игра, как средство экономического воспитания детей шестого года жизни

Плешивых Олеся, группа 240

«Дошкольное образование»

Руководитель: Рубахина Е. А.

 

Современным дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Именно они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. В дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. На современном этапе развития экономических отношений в России ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Целью нашего исследования было определить значение и методику использования математических игр в экономическом воспитании детей шестого года жизни. А задача - раскрыть особенность экономического воспитания детей шестого года жизни.

Шестой год жизни ребёнка играет особую роль в личностном развитии: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе». При организации образовательной, игровой, других видов детской деятельности, общения со сверстниками и взрослыми детей шестого года жизни необходимо учитывать психолого – педагогические особенности развития дошкольников.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией.

Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры личности.

Экономическое воспитание – это целенаправленный процесс взрослого и ребёнка ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально – экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развитие интереса к экономической сфере жизни, формированию навыков социально – экономического поведения.

Экономическая социализация – это объективный процесс усвоения индивидом экономических понятий, образцов экономического поведения, усвоение социальных ролей, навыков, ценностей, приспособление личности к социальным нормам. 

Начинать целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего на шестом году жизни, поскольку дети начинают выделять себя в системе взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности.

Современная жизнь весьма непредсказуема, но в то же время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные математические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых.

Современный дошкольник – это будущий школьник, а затем студент, и конечно же работник. Именно, поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной деятельности.

Задача педагогов - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.

В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач.

Практические навыки обращения с деньгами дети старшего дошкольного возраста приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Сберкасса», «Прачечная», «Банк», «Кафе». Знакомство с разными формами сбыта продукции, дети получают в ходе игр: «Аукцион», «Рынок», «Рекламное агентство», а знакомство с ресурсами своей страны в ходе таких игр, как «Геологи», «Газовики».

Широко используются в практической работе математические игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Такие игры, как

• «Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

• «Найди пару»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам.

• «Неделя, стройся»

Цель: закрепить последовательность дней недели.

Также регулярное использование на непосредственно образовательной деятельности по математике математических игр, направленных на развитие познавательных способностей и возможностей в самостоятельной деятельности, расширяет кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Такие игры, как:

• «Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

• «Маршруты товаров»

Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

• «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Таким образом, мы можем сказать, что математическая игра помогает детям шестого года жизни закрепить и расширить знания по математике, использование игровых приемов приносит детям радость, а педагог в это время решает обучающие и развивающие задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: