Жизнь в Перми в годы Великой Отечественной войны

Учебно-исследовательская

работа по дисциплине «История»

Пашкова Василиса Максимовна, группа 140

 «Дошкольное образование»

Руководитель: Давитян Т. Р.

 

Великая Отечественная война – одна из самых страшных страниц в истории нашего государства. Каждая семья, каждый город, каждое село ощутили на себе ее тяжелое бремя. Кто-то героически сражался на фронте, кто-то не менее героически работал в тылу. И каждый глубоко верил, что победа будет за СССР. Идя в бой, стоя у станка, работая в шахтах, на полях люди защищали свою землю, свою Родину, свой дом. Большинство из них жили не для себя, а для тех, кому в эту минуту еще тяжелее. И задача современного поколения сохранить память об этом коллективном подвиге.

Цель работы: расширить знания о Великой Отечественной войне, углубить знания о роли Перми и Пермского края в годы войны, осознать вклад пермяков в дело Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи: актуализировать знания по теме, закрепить навыки самостоятельной работы с литературой и сайтами Интернета, систематизировать материал, оформить как реферат, как статью, чтобы создать позитивное отношение к славной истории нашего города у всех кто услышит или прочитает данный материал

Для написания реферата были исследованы источники:

· Книга «История России. XX век». Авторы А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко. Особый интерес вызвала глава о Великой Отечественной войне.

· Книга История России. Универсальное пособие для школьников и абитуриентов под редакцией Огоновской И. В.

· Неоценимую услугу оказал Интернет: был использован сайт Википедия свободная энциклопедия и другие.

· Опубликованные архивные материалы.

В реферате представлены главы «Превращение города Молотов в военно-промышленный центр СССР»,  «Развитие культуры: образование, театр, литература», «Чудовище – голод», «Дети войны». Каждая глава даёт представление о конкретной стороне жизни пермяков в годы войны, и новых жителей города: было много эвакуированных, особенно из Ленинграда.

Ограниченность продовольственных фондов, приток эвакуированных предприятий, мобилизация работников и техники из сельского хозяйства обусловили стремительное нарастание трудностей с питанием и обеспечением товарами первой необходимости населения Прикамья. Карточки: хлебные, «жировка», промтоварные… Их выдавали ежемесячно, при утере не восстанавливали. Торговлю осуществляли следующим образом: вырезали соответствующую карточку, принимали плату, отпускали товар. Отовариваться разрешали на день вперед. А вот если просрочил, потерял, украли – ничего не получишь. Да, были воры, были жлобы, за ведро картошки, выменивавшие у полуживых от истощения эвакуированных блокадников фамильные драгоценности. Однако тон задавали не они. Душевного тепла, щедрости, готовности прийти на помощь пермяки имели неизмеримо больше. Благодаря этому и победили.

В годы войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!». Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. В их школах нередко размещались госпитали и детские дома для эвакуированных сирот. Точно так же, как матери заменили на производстве отцов, дети заменили в домашних делах матерей. Многие подростки, оставаясь единственными кормильцами семьи, бросали школы и шли работать на производство.

В Государственном общественно-политическом архиве Пермской области хранится немало документальных свидетельств о вкладе детей и подростков Прикамья в достижение Победы, о буднях их тыловой жизни, лишенной детских радостей.

 Завод им. Сталина в начале войны был единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов «катюша».

  Из воспоминаний  бывшего рабочего Александра Аксенова: «Однажды директор собрал у себя 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех  премировали банками варенья».  Пермский поэт Владимир Радкевич написал стихотворение   «Баллада о банке варенья». В 1983 году журналист Юрий Гейко писал по воспоминаниям Нины Котлячковой: «Варенье было очень сладкое…. Но это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно». Да и нужно ли?

  Советский народ действительно показал всему миру, что он стойкий, мужественный и без колебаний верящий в свою победу. От мала до велика. В книге «История России. XX век» авторы А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко есть такие слова: «…Война до известной степени размыла возрастные границы, и несколько поколений соединились фактически в одно — «поколение победителей», создав, таким образом, новый социум, объединенный общностью проблем, настроений, желаний, стремлений. Конечно, эта общность была относительной (на войне тоже не было и не могло быть абсолютного единства воевавших), но дух фронтового братства, принесенный с войны, еще долго существовал как важный фактор, влияющий на всю послевоенную атмосферу». Моё поколение не знает войны, но чувствует «дух фронтового братства», в которое входят люди разных поколений, потому что мы, молодое поколение, не забываем о нашей истории.

Материалы работы «Жизнь в Перми в годы Великой Отечественной войны» могут быть использованы для использования на уроках по краеведению, истории. Могут служить основой для более полного раскрытия темы о Перми и пермяках в годы Великой Отечественной войны.

Источники:

1. А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. История России. XX век. М. 1999.

2. Огоновская И. В. История России. Универсальное пособие для школьников и абитуриентов. Екатеринбург, 2004. 939 с.

3. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. https://rg.ru/2010/02/04/tyl.html.

5. https://statehistory.ru

 

Место

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пашкова Василиса Максимовна, группа 140

«Дошкольное образование»

Руководитель: Баглай Н.Н.

Агрессия часто оказывается главным источником трудностей взаимоотношений между людьми.

В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также необходимостью профилактики и коррекции.

Цель исследования – определить эффективность музыкальной терапии в коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Задачи:

1. Изучение причин формирования агрессивности дошкольников.

2. Выявление основных форм и характерных особенностей детской агрессивности.

3. Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников методом музыкотерапии.

Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных литературных и интернет-источников, личная оценка событий, наблюдение.

Данная учебно-исследовательская работа будет интересна будущим студентам для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью мызыкотерапии.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Проанализировать литературу по данной теме, выявить причины проявления агрессии у детей, какие виды агрессии бывают.

Задача: Раскрыть следствием чего является агрессия, почему ребенок становится агрессивным.

Причины проявления агрессивности разнообразны. Это и стремление привлечь к себе внимание сверстников, и ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита, месть, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет. Проявление агрессивного поведения чаще всего можно наблюдать в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства.

Проявление агрессии у дошкольника является следствием неудовлетворённости ребёнка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; низким социальным статусом ребёнка в группе; неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, обусловленной как трудностями операционного характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; неудовлетворённостью потребности в признании.

Общепринятым считается, что в основном у детей дошкольного возраста отмечается доброкачественная агрессия. Доброкачественная агрессия представлена псевдо агрессией и оборонительной агрессией. В свою очередь, псевдо агрессия бывает двух видов: непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение.

2 этап: Изучить что такое музыкотерапия.

Задача: Рассмотреть влияние музыкотерапии на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.

Музыкотерапия выступает актуальным, перспективным средством психокоррекционной деятельности педагогов-психологов, которое имеет широкое применение в мировой психологической практике.

Для коррекции агрессивного поведения дошкольников подходит внедрение в работу программы «Здравствуй», разработанной М.Л.Лазаревым. В данной программе музыке отводится ведущее место, как лечебному и профилактическому средству. Музыкотерапия может быть эффективно использована в коррекционной работе с агрессивным поведением, в связи с ее взаимодействием с правым полушарием головного мозга, которое ответственно за образное восприятие. В музыкотерапии, при включении в работу правого полушария головного мозга происходит активное функционирование эмоциональной сферы учащихся, что приводит к освобождению от негативных эмоций, снятию психоэмоционального напряжения и устранению очага возбуждения, который связан с поведенческим нарушением.

Рассмотрим средства музыкотерапии, которые могут применяться в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими агрессивное поведение. Тихая и размеренная классическая музыка, плавная и спокойная, способствует повышению состояния расслабленной готовности к психолого-педагогическим воздействиям, предоставляет возможность достичь чувства пространственной расслабленности у ребенка, подходит для спокойных занятий и медитаций. Медленная музыка в стиле барокко (И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди, А.Корелли) предоставляет учащемуся чувство стабильности, упорядоченности и безопасности. Классическая музыка (Й.Гайдн и В.А.Моцарт) способствует повышению концентрации внимания, улучшению пространственного восприятия. Музыка романтизма (Ф.Шуберт, Р.Шуман, П.И.Чайковский) обостряет чувство индивидуальности, подходит для возбуждения чувствований и ощущений. Музыка импрессионистов (К.Дебюсси, М.Равель, Ж.Фавр) построена на легко передаваемых музыкальных настроениях, провоцирует возникновение благоприятных образов в воображении дошкольника. Религиозная и обрядовая музыка способна успокаивать нрав агрессивного ребенка.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребёнка.

3 этап: Исследование и диагностика.

Задачи: Провести эксперимент среди дошкольников, в ходе которого можно понаблюдать за тем, как влияет музыкотерапия на агрессивных воспитанников.

Практическая работа была проведена на базе Детского сада №13 г.Кунгура с детьми старшей группы в количестве 15 человек. Мы включили детям мелодию «Летние звуки природы» для гармонии сознания, тела и души, а также релаксации и снятия агрессии.

Такая музыкотерапия показала следующий эффект: у детей, у которых было вялое и грустное настроение, все изменилось – в их глазах появилась искорка, небольшая активность в движениях и хорошее настроение; дети с агрессивным поведением стали более послушными и спокойными, злость исчезла.

Подводя итоги, убеждаемся в том, что музыкотерапия является эффективным средством преодоления агрессивности ребёнка. Танцевальные движения помогают снять стресс, мышечные зажимы, повысить настроение. Развивая в детях музыкальность, обучая их музыкально-ритмическим движениям, умению двигаться под музыку можно решить проблемы агрессивности дошкольников.

Список литературы:

1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой – СПб.: Речь, 2005.

2.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – М., 2007.

3.Бреслав Г. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.

4.Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии] // Клуб. – 2001. – №6. – С.39.

5.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.

6.Чижова С.Ю. Детская агрессивность. – Ярославль, 2001.

 

 

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: