Формирование образности речи в процессе ознакомления с изобразительным искусством (волшебные сказки, театрально – игровая деятельность, малые фольклорные формы)

Южакова Маргарита Дмитриевна, группа 240

«Дошкольное образование»

Руководитель: Баглай Н.Н

 

Дошкольный возраст является значимым этапом в формировании речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Формирование речи проходит в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Выбор данной темы обозначен тем, что в современном мире детям не нужно выражать свои мысли грамотно и образно, ведь есть разнообразная техника, которая им в этом поможет или сделает все сама. Актуальностю работы является то, что дошкольный возраст представляет собой первую ступень в становлении речи ребенка. Задача каждого малыша - научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, но в то же время речь детей должна быть живой, непосредственной и выразительной.

Целью работы было – определить роль изобразительного искусства как средства формирования образности речи у дошкольников. Для достижения поставленной цели были разработаны задачи:

Проанализировать методическую, психолого - педагогическую и лексическую литературу по теме;

Изучить особенности речевого развития детей дошкольного возраста;

Раскрыть основы формирования образности речи у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство (малые фольклорные формы);

Определить роль изобразительного искусства в формировании образности речи у детей дошкольного возраста.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. В дошкольном детстве можно выделить быстрое развитие таких сфер, как речевая и познавательная.

Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Важной составной частью речевой работы является развитие образной речи. Ведь уже с младенчества все жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождаются словами, что очень помогает малышу. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность.

Воспитание интереса к художественному слову, умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании, приводя к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе разрабатывается его способность к словесному творчеству.

Для развития образной речи педагог может использовать различные методы и приемы взаимодействия с детьми, которые будут реализованы в одной из форм организации детей.

При планировании и организации работы по развитию образной речи не стоит забывать, что каждый возрастной период и отдельный ребенок имеет свои психологические и физиологические особенности, которые педагог должен учитывать.

Используя в своей речи фольклор, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Исходя из проделанной нами работы, мы можем с уверенностью сказать, что изобразительное искусство (волшебные сказки, театрально – игровая деятельность, малые фольклорные формы) играет важную роль в формировании образной речи дошкольников.

Данная работа будет полезна для ознакомления воспитателям детских садов, родителям и будущим педагогам.

Библиографический список.

1. Стародубова, Н.А Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Образования / Н.А. Стародубова. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256

5. Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.А. Урунтаева. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский цетр «Академия», 2013. – 386 с.

6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с.

7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.

8. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.

9. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.

 

 

Направление «УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ/ДИСЦИПЛИНЕ»

 

Секция «Дошкольное образование»

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: