Педагогические особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с различными типами темперамента

Бисерова Оксана Андреевна, группа 040

«Дошкольное образование»

Руководитель: Баглай Н.Н.


  На выбор темы проекта повлияли актуальность и значимость проблемы на современном этапе.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна, игнорирование свойств темперамента приведет к развитию отрицательных черт у дошкольников.

 

Цель работы - выявление типов темперамента детей дошкольного возраста для последующего учета в осуществлении образовательного процесса, и разработка, и частичная апробация программы психолого-педагогического просвещения воспитателей и родителей по учету типов темперамента в работе с детьми старшего дошкольного.

Задачи работы:

- дать теоретическое обоснование значения и роли знания типов темперамента их особенностей в организации обазовательной деятельности детей дошкольного возраста;

- раскрыть роль педагога в осуществлении образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом индивидуально-типологических особенностей;

- выявить типы темперамента детей;

- сделать выводы и составить рекомендации для воспитателей и родителей по работе с детьми с разным типом темперамента.

Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ педагогической практики, методы беседы, наблюдение, анкетирование.

Этапы работы над проектом:

1 этап: проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, узнать теории разных ученых о темпераменте

Задача: дать теоретическое обоснование основ организации работы с детьми с различными типами темперамента в работе педагогов ДОО.

При изучении данной темы выяснилось, что достаточно протеворечивую и сложную историю имеет раскрытие полной теории о темпераменте. К сожалению, в настоящее время ученые еще не пришли к единному мнению определения положений. Данные теории изучались, и будут изучаться еще на протяжении долгого времени.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

1. сангвиника - распыленности, разбросанности интересов;

2. холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;

3. флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;

4. меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Особенности организации работы с детьми с различными типами темперамента в условиях ДОО

· У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

· Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или с взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

· Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

· Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

2 этап: диагностика типов темперамента у детей дошкольного возраста

Задача: определить тип темперамента у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, работа направленная на выявление типов темперамента детей старшего дошкольного возраста предполагает проведение следующих диагностических методик:

1. Наблюдение за поведением детей по схеме Волкова Н.В., Волков Б.С.
2. Анкета для родителей «Оценка типов темперамента ребенка»
3. Беседа с педагогами по вопросам характеристики детей, для выявления особенностей темперамента.
4. Анкетирование для детей.

Практическая работа проводилась на базе МБОУ «Екатерининская СОШ» села Серьгино, Сивинского района.

Участие приняли 15 воспитанников старшей группы.

По итогам проведения работы в группе выявлено: 10 (66, 67%) детей с сангвиническим типом темперамента, 1 (6,67%) ребенок меланхолик, 2 (13,33%) холерик и 2 (13,33%) флегматика.

По итогам проведения практической работы можно сказать, что дети всех типов темперамента имеют различия, как в психологическом плане возрастного, эмоциональном, физическом и других компонентах развития детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок – индивидуальность. Основой индивидуальных свойств личности является тип нервной системы, от которого зависит сила основных нервных процессов, их подвижность, уравновешенность.

Каждый ребенок – индивидуальность. Для развития личности в ходе воспитания и обучения важно знать не только социально-типические возрастные черты дошкольников, но и индивидуальные психологические особенности, качества и свойства личности.

Данное исследование может пригодиться студентам в будущем при взаимодействии с детьми дошкольного возраста, учитывая их тип темперамента в воспитании и обучении.

Список литературы:

1. «Педагогика» - 1989 г.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию».

3. Добрынина Н.П. «Возрастная психология», М. «Педагогика», 2005

4. Дубровина И.В. «Практическая психология образования», М. 2007

5. «Индивидуально-типологические особенности /темперамент/ ребенка. /Методические рекомендации для студентов дошкольного отделения педагогических факультетов/.» Горький. 1994.

6. Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» М. «Просвещение», 2005.

7. Люблинская А.А. «Детская психология», М. «Просвещение», 1971.

8. Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей» М. - 2007.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: