Учебно-исследовательская работа
по предмету «Психология»
Данилова Екатерина Александровна, 140 группа
«Дошкольное образование»
Руководитель: Баглай Н.Н.
Выбор темы моего исследования обусловлен тем, что проблема страхов в дошкольном возрасте особо актуальна. Дети боятся темноты, высоты, одиночества, смерти родителей, выдуманных приведений и монстров и это далеко не полный список. Причиной тому может быть, как яркое воображение детей, так и какие-либо семейные проблемы.
Причины могут быть довольно глубокие и личные, именно поэтому при работе с детьми нужно использовать новые и более гибкие методы воздействия на психику ребенка. Именно поэтому, я считаю, что арт-терапия один из самых подходящих способов воздействия на страхи детей и их преодоления.
Главная цель работы над исследованием – изучение и получение большего количества информации в изучении арт-терапии и детских страхов, а также их влияния друг на друга.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу.
2. Подробнее изучить детские страхи: как они появляются, к чему приводят;
3. Подробнее изучить метод арт-терапии;
4. Рассмотреть влияние арт-терапии на человека в целом;
5. Провести собственное исследование эффективности данного метода.
Методы, которые использовались для проведения исследования: анализ информации из различных интернет-источников, эксперимент по определению эффективности данной технологии, анализ результатов.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Проанализировать литературу по данной и теме и узнать, что собой представляют детские страхи, как они появляются и как влияют на ребенка.
Задача: Раскрыть сущность детских страхов, их возникновение и влияние на ребенка.
Страх у детей является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемою как действительную) опасность. Они появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок начинает познавать мир. Важную роль играет взрослый, поэтому от того, на сколько грамотны будут слова и поведение родителей, зависит психическое здоровье малышей.
Существует несколько причин страхов:
1. Конкретный случай, который напугал ребенка. Например, когда малыша кусает собака.
2. Внушенные страхи. Например, когда бабушка говорит: «Не будешь слушаться – тебя заберет вон тот дяденька»
3. Детская фантазия. Например, когда ребенок сам себе придумал страшный предмет в темноте.
4. Внутрисемейный конфликт. Например, когда ребенок чувствует вину за конфликт родителей.
5. Отношения со сверстниками. Например, когда ребенка обижают сверстники – он не хочет ни с кем общаться, боится быть униженным.
6. Наличие расстройства – нервоза. Например, сильное проявление страхов.
Страхи в дошкольном возрасте могут привести к эмоциональному перенапряжению, которое проявляется в изменении поведения: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и многое другое. Наличие постоянных страхов у детей говорит о том, что они не могут справиться со своими чувствами, не могут их контролировать.
2 этап: Проанализировать литературу по данной теме и узнать, что собой представляет арт-терапия, ее принципы.
Задача: Рассмотреть составляющие арт-терапии.
Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве (изобразительном) и творческой деятельности.
Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.
Арт-терапия включает в себя несколько направлений: сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия и многие другие, так же она состоит из нескольких этапов: подготовительного, преодоления боязни, преодоления страха, закрепление сформированного мироощущения.
3 этап: Исследование.
Задача: Провести исследование эффективности данного метода и сделать вывод.
Арт-терапия состоит из множества упражнений. Мною было выбрано «Превращение из «страшного» в «смешное». Эксперимент проводился с моей младшей сестрой в возрасте 5 лет.
Сначала я подготовила бумагу, цветные карандаши и фломастеры. Включила легкую спокойную музыку. Первое задание – нарисовать то, чего ты боишься. После этого необходимо превратить свой страх в шутку и дорисовать что-нибудь смешное. Наш результат можно посмотреть в приложении.
После проделанной работы ребенку необходимо задать вопросы о его состоянии во время процесса рисования. Спросить о том, что малыш чувствовал, когда рисовал свой страх, что почувствовал, когда дорисовал что-то смешное, спросить о том, стал ли он меньше бояться. В случае с моей сестрой – в конце она даже засмеялась, что говорит о том, что арт-терапия действительно работает. Подобные упражнения я проводила с сестрой в течение двух недель.
Подводя итоги, можно сказать, что арт-терапия эффективный метод при работе с детскими страхами. Его могут использовать как воспитатели при работе с детьми в детском саду, так и родители, работая с детьми дома. Самое главное, вовремя начать работу со страхами и ни в коем случае не думать, что это потом пройдет, само собой.
Список литературы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/04/detskie-strakhi-prichiny-vozniknoveniya-i-metody
2.https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-strashno-smeshnye-strahi-sbornik-art-terapevticheskih-tehnik-i-uprazhnenii-preodolenija-strahov-u-detei.html
3. https://infourok.ru/artterapiya-v-korrekcii-detskih-strahov-1753202.html
4.https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-na-temu-artterapevticheskie-uprazhneniya-v-preodolenii-strahov-v-rabote-s-mladshimi-shkolnikami-3781104.html
5. https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-kartoteka-artterapevticheskih-uprazhneniy-1201924.html