Формирование детского коллектива посредством использования игровых ситуаций у детей младшего школьного возраста в условиях учреждения дополнительного образования

 

Учебно-исследовательская работа

по МДК 02.02.Подготовка педагога к организации ИЗО и ДПИ

 Исакова Ирина Игоревна, 31 ПДО

«Педагогика дополнительного образования»
Руководитель: Шестакова В. П.

Неоценима роль коллектива в жизни ребенка. Именно коллектив в полной мере дает ребенку возможность для самореализации, проявления своих способностей, а также позволяет примерить на себя различные социальные роли. Это помогает ребенку осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.

В коллективе ребенок получает практику общения, возможность личностного самоутверждения и накопления разностороннего социального опыта, а также усваивает навыки коллективной деятельности.

Необходимость формирования позитивного опыта общения, наличие эмоциональных привязанностей обуславливают актуальность проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Именно это и повлияло на выбор темы исследования, в ходе которого мы выявили уровень сплоченности коллектива младших школьников.

Цель исследования: определить эмоционально-психологический климат группы и уровень сплоченности коллектива у обучающихся младшего школьного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. подобрать диагностические материалы для исследования сплоченности коллектива младших школьников;

2. провести диагностики и проанализировать полученные результаты;

3. подобрать игры и игровые ситуации, способствующие формированию детского коллектива.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методики: «Методика изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учениками» и «Методика диагностики эмоционально-психологического климата группы» Ф. Фидлера.

Результаты проведенных диагностик показывают, что в группе не хватает взаимоуважения между ребятами, им не хватает проявления доброты друг к другу, оказания взаимопомощи и поддержки. Необходимо снижать показатели уныния и неравенства в группе. Способствовать большему общению и взаимодействию обучающихся друг с другом.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что одним из наиболее успешных и комфортных способов формирования коллектива является игра. Она, являясь ведущей деятельностью у ребенка, становится эффективным средством формирования личности школьника.

Игра является важнейшим методом организации совместной деятельности младших школьников, так как способствует сплочению коллектива. Игра, используемая как метод организации совместной деятельности детей, помогает ребенку идентифицировать себя с реализуемыми им игровыми роялями и тем самым повысить роль коллектива в процессе накопления социального опыта каждым его членом, пробуждает у детей чувство принадлежности к коллективу. 

Игра способствует развитию коммуникативных навыков, пробуждает интерес ребенка к совместной творческой деятельности, также в игре раскрываются творческие и познавательные способности личности.

Опираясь на изученную информацию, мы разработали сборник «Взаимодействуй, играя», в котором собраны игр и упражнения которые способствуют улучшению психологического климата в группе и направлены на сплочение коллектива.

Приведем несколько таких игр.

«Карандаши»

Цель: способствовать развитию координации совместных действий, умения чувствовать партнера и соизмерять свои движения с теми, что совершают партнеры, а также умения ориентироваться на действия других.

Оборудование: карандаши или ручки (в колпачках/закрытые) каждому участнику.

Количество участников: все присутствующие (как большая, так и малая группа)

Предполагаемое время: 20 – 25 минут

Ход упражнения.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 – 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50 – 60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняют задания:

1.   Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2.   Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3.   Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).

4.   Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5.   Присесть; встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

• Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).

• Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

• Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.

• Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

«Найди пару»

Цель: оптимизировать уровень эмоциональной и психологической совместимости детей в группе, способствовать развитию двигательной активности детей, установление доверительных отношений между детьми.

Оборудование: источник воспроизведения музыки

Количество участников: все присутствующие, нечетное количество участников. Примечание: если количество участников четное, в игру включается ведущий, если нечетное, ведущий выбирается из детей.

Время: 10 минут

Ход игры.

Пока играет музыка, ребята хаотично передвигаются по площадке и танцуют. Как только музыка останавливается, ведущий называет часть тела: кисть, указательный палец, пятка, правое колено и т.д. Задача участников быстро объединиться в пары и коснуться друг друга той частью тела, которую назвал ведущий.

«Машинки»

Цель: способствовать развитию умения согласовывать свои действия с партнером, внимательно относиться друг к другу, содействие установлению доверительных отношений между детьми.

Оборудование: не требуется

Количество участников: все присутствующие, четное количество участников

Оптимальное время игры: 10-15 минут

Ход игры.

Ребята разбиваются на пары. Затем в паре решают, кто будет водителем, а кто машинкой. Водитель встает позади машинки и держит ее за плечи. Машинка закрывает глаза. Задача водителя управлять машинкой, а задача машинки довериться своему водителю. Есть 3 скорости: 1 скорость это очень медленное передвижение; 2 скорость среднее передвижение; 3 скорость самая быстрая. Скоростью движения управляет ведущий. Машинки не должны столкнуться друг с другом. После меняются ролями. В конце обязательно нужно провести рефлексию и задать ребятам вопросы: было легко или сложно; что оказалось сложнее, быть машинкой или водителем; оцените степень доверия по пятибалльной шкале.

Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна учителям школ, педагогам дополнительного образования, вожатым, всем тем, кто работает с коллективом детей младшего школьного возраста.

 


Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: