Влияние дистанционного обучения на здоровье младшего школьника

Учебно-исследовательская работа по предмету:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Болотова Ирина Георгиевна, группа 130

“Коррекционная педагогика в начальном образовании”

Руководитель: Щаникова Л.В.

 

Актуальность данной работы заключается в том, что с 17 марта 2020 года образовательные учреждения Пермского края перешли на дистанционное обучение в связи с пандемией. Дистанционное обучение - учебный процесс, построенный на интерактивном общении учителя и учащихся, находящихся на расстоянии друг от друга, реализуемый с применением телекоммуникационных сетей. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Т.е. чаще всего дистанционное обучение происходит сидя за компьютером по несколько часов подряд, а это отрицательно влияет на здоровье человека.

Наблюдая за дистанционным обучением ребенка 8-летнего возраста (1 класс) было отмечено: утомляемость, жалобы на самочувствие, пониженная работоспособность, пониженный интерес к учебной деятельности. Современные тенденции развития общества обязывают будущего учителя освоить не только методику обучения детей начальной школы, но и возможности методики дистанционного обучения младших школьников без ущерба для здоровья.

Цель: исследовать влияние дистанционного обучения на здоровье школьников.

Задачи исследования: 1) Изучить санитарно-гигиенические требования к организации дистанционного обучения;

2) Рассмотреть популярные формы использования дистанционного обучения в начальной школе МАОУ Лицея №8 города Перми;

3) Проанализировать мнение родителей и школьников о влиянии дистанционного обучения на здоровье ребёнка;

4) Сделать вывод по изученной теме и создать памятку для школьников “Профилактика здоровья во время дистанционного обучения”.

Используемые методы: анализ информации, анкетирование, обобщение, оценка событий.

Санитарно-гигиенические требования к организации дистанционного обучения

  Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для учащихся школ:

рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать: для детей 6-10 лет- 15 мин;

для детей 10-13 лет – 20 мин; старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин). Непрерывная работа за компьютером не должна привышать 2х часов в день.

Оптимальное количество занятий в течение дня: для детей 6-10 лет– 1 занятие; для детей 10-13 лет – 2 занятия; старше 13 лет – 3 занятия.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: для обучающихся 1-х классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков; для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: проведение упражнений для глаз через каждые 20 — 25 мин. работы; устройство перерывов после каждого занятия длительностью не менее 15 мин.; проведение во время перерывов сквозного проветривания помещения с ВДТ или ПЭВМ при отсутствии детей; проведение упражнений физкультминутки в течение 1 — 2 мин., для снятия утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости; выполнение профилактической гимнастики. Занятие с компьютерами независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя, педагога или родителя.

Популярные формы использования дистанционного обучения в начальной школе МАОУ Лицея №8 города Перми

Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайн платформы (РЭШ,Учу.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс); Skype- общение, e-mail; облачные сервисы, что предполагает длительное нахождение за компьютером, смартфоном, планшетом.

Мнение родителей и школьников о влиянии дистанционного обучения на здоровье ребёнка

Среди родителей 1 “Д” (25 человек), 4 “А” класса (27 человек) был проведен опрос. Вопросы и ответы были такими:

 1) Сколько часов в день проводит ваш ребёнок за выполнением домашнего задания с использованием компьютерных технологий? 

До двух часов- 36% (1 кл.- 17 чел.; 4 кл.-2 чел.); Более двух часов- 64% (1 кл.- 8 чел.; 4 кл.-25 чел.)

2) Делает ли ваш ребёнок перерыв за работой с использованием компьютерных технологий?

Делает- 17 % (1 кл.- 1чел.; 4 кл.-8 чел.); Не делает-83% (1 кл.- 24 чел.; 4 кл.- 19 чел.),

3) Жалуется ли ваш ребёнок на боли в спине, дискомфорт в глазах и др. проблемы связаные со здоровьем во время выполнения дистанционной работы?

Жалуется- 69% (1 кл.- 14 чел.; 4 кл.-22 чел.); Не жалуется-31% (1 кл.- 11 чел.; 4 кл.-5 чел.)

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод: 64% учащихся проводят более трех часов за компьютером, 83% не делают перерыв во время работы с использованием компьютерных технологий. 31% учащихся уже жалуется на проблемы, связанные со здоровьем во время выполнения дистанционной работы.

Создание памятки для школьников на каждый учебный день

Исследовав данную ситуацию, приняли решение разработать памятку “Профилактика здоровья во время дистанционного обучения”. Так как МАОУ Лицей №8 учится 6 дней в неделю, то памятка рассчитана на каждый учебный день. На каждом листе присутсвует разная информация по разделам: Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером; комплекс упражнений для глаз; комплекс упражнений физкультурных минуток; физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения; физкультминутка для снятия усталости с плечевого пояса и рук; физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног; комплексы упражнений физкультурных пауз, а также рекомендации по выполнению каждой физкультминутки. Этими рекомендациями активно пользуются и учащиеся, и родители учащихся Лицея № 8 г. Перми.

Данная исследовательская работа актуальна для всех людей, использующих в своей деятельности компьютерные технологии, имеющих малоподвижную работу. Берегите своё здоровье!

Используемые источники:

1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";

3.  http://lyceum8perm.ru, http://ocpprik.ru

 

 

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: