Формирование самооценки в младшем школьном возрасте у слабоуспевающих детей

Клячина Дарья, группа 21 КП,

Ишманова Розалинда, группа 21КП

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель: Корчагина Г.В.

В данной работе рассматривается вопрос о формировании самооценки у слабоуспевающих младших школьников. Младший школьный возраст – это период, когда ребенок осознает самого себя, свои потребности, мотивы. Поэтому важно именно в этот период заложить основы для его самооценки.

На сегодняшний день проблема формирования самооценки слабоуспевающих младших школьников является актуальной и социально значимой. Это определяется тем, что самооценка и её влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста имеет огромное значение в учебно-воспитательном процессе. Знать самооценку человека необходимо для установления отношений с ним, для общения. Особенно важно принимать во внимание самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще лишь только формируется и поэтому поддается воздействию, изменению.

Цель: раскрыть особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Задачи:

1. Рассмотреть младший школьный возраст как основной период развития самооценки школьника.

2. Рассмотреть категорию слабоуспевающих детей.

3. Изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьного возраста.

Самооценку как самосознание личности рассматривали такие ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, а также некоторые выдающиеся психологи, такие как Ч. Кули и Дж. Мида. К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломенский, считали, что под воздействием всевозможных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. Так, известный психолог Кричевский Р.Л исследовал различия в самовосприятии детей и восприятии их отношений с окружающими. При этом «действующими лицами» были школьники, имеющие одинаково хорошие способности, но имеющие разную успеваемость.Самооценка младшего школьника зависит от оценок учителя. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всех его отношений с действительностью. Многие современные педагоги, такие как И.А. Голосенко, А.В. Сеслер, Е.В. Чесина, делают вывод, что отметка очень быстро разрушает защитную функцию самооценки детей младшего школьного возраста, делая её более реальной. Безотметочное обучение создает более здоровые тенденции для развития детских самооценок, чем обучение с отметками.

На основе изученной литературы по данной теме нами были созданы рекомендации, используя которые педагоги смогут повысить самооценку обучающихся:

1. Обучающийся должен учиться оценивать сам себя.

Выполняя задания на уроке, школьники должны оценить их сами до того, как cдать на проверку учителю. После того, как работы проверил и оценил учитель, обсудить случаи несовпадения оценок, выяснить основания и показатели, по которым оценивал работы учитель. Привлечение школьников к оценке результатов собственной деятельности постепенно приведет к тому, что количество несовпадений уменьшится.

2. Не нужно сравнивать школьников между собой.

Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других неблагоприятно воздействует на личном развитии школьников. У тех, кого показывают как образец, возникает чувство превосходства над другими, у других, которыми постоянно недовольны - теряется вера в себя. Важно, чтобы у детей развивалось чувство собственного достоинства.

3. Неуспевающий в роли «учителя».

Потеря позиции в коллективе влечёт за собой изменения и в самой личности школьника, ведет к нарастанию неуверенности в себе и снижению самооценки. Работа с такими детьми должна вестись на изменение его социальной позиции через организацию новой деятельности. Как пример можно предложить ребенку оказывать помощь другим. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции школьника, характера его деятельности и отношения к себе. Из ставшей привычной для него позиции слабого, отстающего он сразу становится в позицию более сильного, знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения.

Данная исследовательская работа была направлена на раскрытие формирования самооценки младшего школьного возраста, рассмотрению категории слабоуспевающих детей и влияние учителя на самооценку младшего школьника. Для более адекватного определения уровня самооценки слабоуспевающих младших школьников были выделены следующие показатели: успеваемость, отношение коллектива к обучающемуся, и, конечно же, влияние педагога. От данных показателей зависит будущее ребенка, и учитель должен всякими способами содействовать, чтобы самооценка школьника не была низкой.

 Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его умственных способностей, возможностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении обучающегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в наименее благоприятном свете, чем их сверстники с высокой самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только именно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности. Естественно, повысить самооценку учащихся за короткое время невозможно. Необходима систематическая, целенаправленная работа с ними. Применяя такие методы как, игротерапия, арттерапия, психогимнастика, важно снять напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром.

Литература:

1. Альберто, П. Прикладной анализ поведения: учеб. пособие / П. Альберто, Э. Траутман. – Москва: Оперант, 2015. – 480 с.

2. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка / К.Аспер; пер. Ю. Данко. – Москва: Добросвет, 2015. – 365 с.

3. Барт, К. Трудности в обучении: ранее предупреждение: учеб. пособие / Карлхайниц Барт; пер. с нем. Н.А. Горловой, А.А. Михлина; научн. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – Москва: Академия, 2012. – 208 с.

4. Варгас, Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышенной школьной успеваемости: учеб. пособие / Дж. Варгас. – Москва: Оперант, 2015. - 480 с.

5. Витушкина, Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника: воспитание и обучение / Э.В. Витушкина // Начальная школа. – 2014. - №4. – 31 с.

6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова - Москва: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.

7. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гонина. – Москва: Флинта, 2016. – 272 с.

8. Юденкова, И.В. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников: педагогика / И.В. Юденкова, Д.Н Бежаева // Молодой ученый. – 2016. - №19. – с. 409 – 410.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: