Байкова Анастасия, группа 21НК
Глухова Ангелина,группа 21НК
«Преподавание в начальных классах»
Руководитель: Корчагина Г. В.
Школа, как институт социализации, воспроизводит основные закономерности и модели социальных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу происходит стандартизация условий его жизни в виде системы требований и правил, единых для всех учащихся. Впервые перед ребенком возникает задача «приспособить» себя и свое поведение социально-нормативным требованиям, что на данном этапе развития приобретает значение социально-психологической адаптации ребенка в целом.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема школьной адаптации в аспекте соответствия психологических возможностей детей реальным учебным требованиям современной общеобразовательной школы определила цель нашего исследования, выбор его объекта и предмета
Цель: выделить основные психолого-педагогические направления школьной адаптации.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассника в школе.
|
|
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации.
Задачи:
1. раскрыть понятие и сущность адаптации и дезадаптации школьника.
2. анализ теоретических основ педагогов, психологов в области адаптации и дезадаптации младших школьников к школе.
3. выделить сферы адаптации первоклассника.
Методы исследования: наблюдение, цель: выявить учеников группы риска (по сферам), тестовая методика «Школьной готовности» Керна- Йирасика, цель: определить уровень школьной готовности, тестовая методика Рене-Жиля «Межличностные отношения», беседа с родителями о интересах ребенка.
Помочь первокласснику войти в социум школы с минимальными потерями и быстро адаптироваться к его требованиям – одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассника предполагает организацию работы по следующим направлениям в школе:
- социально-психологическое просвещение – формирование у первоклассника и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития (личность должна быть психологически готова к восприятию воспитательного воздействия);
- психологическое диагностирование – выявление на протяжении всего срока обучения, а также на момент адаптации динамики личностного роста, адаптивности первоклассника, причин и механизмов нарушений поведения, развитие социальной адаптации;
- психолого-педагогическая коррекционная деятельность – разработка на основании выявленных причин коррекционных программ успешной адаптации первоклассника и коррекции личностных качеств и свойств; вовлечение школьника в различные виды деятельности с учетом корректирующих факторов;
|
|
- психолого-педагогическое консультирование – разработка конкретных рекомендаций по возникающим у младшего школьника проблемам адаптации, самовоспитания и самореализации, по предупреждению возникновения явлений дезадаптации. При работе с первоклассниками учитываются факторы, предшествующего воспитания, условия воспитания. Поэтому важным этапом в работе становится первичная беседа, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.
Психолого-педагогическая поддержка школьника предполагает интегрированную работу всех структурных подразделений в школе.
Выстроена система работы, которая содержит II блока. В первый блок включены тренинги общения. Цель: сплотить коллектив, снять психологические барьеры, сформировать коммуникативные навыки. Второй блок – социально-психологический, цель которого – выявить индивидуально социально-психологические особенности личности школьника. Блоки включают три сферы адаптации: учебная сфера предполагает, что программный учебный материал усваивается на достаточном уровне; социальная сфера предполагает наличие широкого круга знакомых в классе, школьники активны в выполнении поручений учителя; личностная сфера предполагает, что школьники адекватно воспринимают себя и свой статус в классе.
В содержание профилактики дезадаптации вошли следующие аспекты психолого-педагогичекого сопровождения (см. рис.1):
Сферы | |||||
Учебная | Социальная | Личностная | Цели мероприятий | ||
блоки | 1 блок | тренинг | познакомить, закрепить знакомство с новыми правилами школы, класса | ||
| тренинг | сплотить коллектив, снять психологические барьеры, сформировать коммуникативные навыки | |||
тренинг | сформировать представление о личностных особенностях младшего школьника | ||||
2 блок блок | диагностика | определить уровень сформированности познавательных процессов | |||
| диагностика | определить круг знакомых в классе, взаимоотношений, осознание школьниками активности в выполнении поручений учителя | |||
диагностика | определить «Я» концепцию |
Рис. 1. Психолого-педагогичекое сопровождение профилактики дезадаптации младших школьников
Все мероприятия блоков учитель по возможности организует совместно с родителями, педагогом-психологом, интегрируя их в образовательный процесс: урочной, внеурочной, внешкольной жизни класса. По результатам диагностики составляется карта коррекционной работы с классом.
В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни.
Адаптация к школе – это перестройка сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка.
Выделено три сферы адаптации: учебная. сфера предполагает учебный материал усваивается на достаточном уровне, в полном объёме усваивается программный материал; социальная сфера предполагает широкий круг знакомых в классе, взаимоотношения строятся на индивидуальных психологических особенностях личности, школьники активны в выполнении поручений учителя; личностная сфера предполагает адекватно воспринимают себя и свой статус в классе.
Библиографический список:
1.Боронина Л.И., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции //Университетское управление. 2001. № 4. С. 65-69.
|
|
2.Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
3.Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
4.Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопр. психологии. – 2007. - N 1. - С. 53-61.
5.Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов: дайджест // Психология обучения. – 2007. - N 6. - С. 122-124.