Волонтерское объединение как фактор социализации подростков во внеурочной деятельности

 

 

Учебно-исследовательская работа

по МДК 02.01.Методика организации досуговых мероприятий

Мезенцева Наталья Александровна, группа 21 ПДО

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Шестакова В.П.

Волонтерство в современном обществе представляет уникальный потенциал для решения острых социальных проблем. Это отличная возможность для любого человека почувствовать себя гражданином, приносящим пользу, вносящий вклад в развитие общества, удовлетворить свои личные и социальные потребности путем предоставления помощи другим людям.

Последние годы, благодаря социальной активности молодежи, стремлению людей оказать поддержку нуждающимся, волонтерская деятельность в России, стремительно развиваясь, достигла своего нынешнего состояния. В результате добровольчества в современной России стало достаточно осмысленное социальное явление, которое способно при соблюдении благоприятных условий, создаваемые обществом и государством, стать серьезным источником для социального и экономического развития страны.

Проблема развития волонтерского движения чрезвычайно актуальна в современном российском обществе.

Процесс социализации очень важен, что указывает на развитие личности и межличностного общения, подготовку к самостоятельной жизни и работы, то есть интеграцию в окружающее общество, сообщество людей, нормальную среду для развития сверстников и взрослых.

Цель исследования заключается в изучении условий повышения уровня социализации в процессе вовлечения подростков в волонтерскую деятельность.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;

2. рассмотреть возрастные и психологические особенности подросткового возраста;

3. рассмотреть особенности организации волонтерской деятельности;

4. рассмотреть сущность и факторы социализации подростков в процессе их волонтерской деятельности.

Волонтерская деятельность – это бескорыстная, добровольная помощь людям, нуждающимся в ней, особая форма человеческой деятельности, основанная на альтруистических мотивах. Добровольцы – это лица, которые не должны преследовать материальное вознаграждение в качестве цели занятия волонтерской деятельностью. Помощь, оказываемая волонтерами, должна выполняться по собственной инициативе, а не по принуждению со стороны. Поэтому работа волонтера соответствует таким критериям как добровольность и безвозмездность.

В социальной работе добровольцы неоднократно сталкиваются с различными юридическими и организационными проблемами, в основном связанными с четким статусом, который частично определяется законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организаций». Законодательная власть дает гражданам право заниматься благотворительностью, как добровольно, так и свободно, выбирать свои цели. Это право является неотъемлемой ценностной частью гражданского общества, которое гарантирует гражданам и некоммерческим организациям свободу от диктатуры государства, его органов и должностных лиц и служит основой для конструктивного диалога между государством и гражданским обществом в отношении приоритетов и особенностей деятельности, направленных на достижение общественного блага.

Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других

Основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Говоря о сущности социализации, необходимо рассмотреть сочетание таких процессов, как приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества. По определению А.В. Мудрика адаптация - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. Иными словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

В самом общем определении социализации есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, в том числе в социальных отношениях. В процессе социализации человек становится личностью, развивает свою способность общаться и общаться с другими людьми, приобретает необходимые для него знания и умения.

Социализация - понятие, характеризующее образование личности, которая предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Средствами социализации является все социальное окружение в его многообразном проявлении и воздействии на развитие личности человека.

Школьник не пассивный продукт среды. Он не только объект, но и субъект социализации. Активно изменяя среду в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, он усваивает социальные ориентиры, нормы и стереотипы поведения, поэтому деятельность признается ведущим фактором социализации.

В современном мире волонтерство - это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей и решение проблем общества.

Волонтерская деятельность представлена в различных добровольческих организациях, которые активно функционируют и развиваются в России и за рубежом.

Волонтерская деятельность может стать одним из продуктивных видов деятельности, которые помогают достичь личностных результатов, таких как активное участие в общественной деятельности, проявляют гражданскую активность, способны к социальным преобразованиям, а также обладают возможностью самостоятельного выбора принципов, норм, образцов мышления формируют собственную точку зрения, творческий подход к делам и нестандартное решение ситуации.

Социализация - процесс и результат социального формирования школьников, включения их в социальные отношения.

В социализации ребенка самый продуктивный период школьный, в котором формируется ценностная устойчивость и гибкость, появляется устойчивый интерес к чему-либо, ответственное отношение к делу, людям, умение понимать другого человека, сотрудничать в группе, наличие жизненных планов, толерантность, реализация в разных видах деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: