Теоретические подходы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Учебно-исследовательская работа

по МДК 02.02.Подготовка педагога к организации ИЗО и ДПИ

Тетерлева Александра Сергеевна, группа 21ПДО

«Педагогика дополнительного образования»

Руководитель: Шестакова В.П.

Цель исследования: создание условий для развития у детей эмоционально-образной сферы, способностей и практических навыков творческого отражения впечатлений в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, как фактора эстетического воспитания.

Задачи исследования:

 - выявить теоретические подходы к формированию элементарного эстетического сознания;

- рассмотреть особенности практической деятельности по указанной проблеме;

- определить методические принципы формирования эстетического воспитания;

Важнейшей проблемой в системе дополнительного образования является эстетическое воспитание детей, как целенаправленное формирование установки на определенный человеческий уровень практической деятельности.

Сегодняшнее общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных
условий жизни.

Эстетическое воспитание – одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку оно обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к труду, природе, быту, общественной жизни, искусству. Изучению аспектов эстетического воспитания посвятили свои работы такие современные учёные как А.А. Беляев, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.Л. Радугин и др.

По мнению Е. Ф. Савашинской, цель эстетического воспитания – раскрытие природных задатков человека и формирование способностей к творческому преобразованию мира по законам красоты, установление гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, которое характеризуется как организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающий активность эстетического восприятия, творческой фантазии, чувствования, образного мышления, эмоционального переживания, а также становление духовных потребностей.

Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Сердцевиной этой системы является воздействие средствами искусства, и на основе искусства осуществляется художественное воспитание, образование и развитие обучающихся.

Лихачев Б. Т. целью эстетического воспитания считает «формирование у детей нравственно-эстетического гуманистического идеала разностороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления».

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на две группы.

Первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Учитывается следующее: развивать умение созидать и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, осознавать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая – на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, танцам; развитие словесного творчества.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Младший школьный возраст - это новый и важный возрастной период в жизни каждого ребёнка, это этап первоначального знакомства с учебной деятельностью и изучением ее структурных элементов, это период преобразований.

Наиболее усиленное эстетическое развитие личности происходит в младшем школьном возрасте. Для этой возрастной группы обучающихся характерны определенные этапы эстетического развития, связанные с физиологическими и индивидуально-психологическими особенностями, а также со спецификой взаимодействия ведущей и эстетической деятельности.

По мнению академика А.Г. Асламова, начальная школа является областью ближнего развития российского общества, в котором высоконравственный, творческий, компетентный человек воплотится в делах и поведет за собой развитие общества.

Хронологические границы младшего школьного возраста противоречивы в разных странах и в разных периодизациях этот возраст получает индивидуальные названия. У отечественных ученных нет общего подхода к определению хронологических границ этого возраста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: