1. Уточните, знает ли ребенок, как называется текущее время года. Вместе вспомните осенние признаки. Обратите внимание малыша, что поздней осенью вся природа готовится к зиме. Многие птицы улетают в теплые края. Их мы называем «перелетными». Обсудите с ребенком, почему птицы покидают нас (становится холоднее, птицам недостаточно корма). Уточните, знаком ли малыш с особенностями внешнего вида птиц (у птиц есть крылья, клюв и т.д., тело покрыто перьями), их повадками (птицы ходят, летают, клюют, выводят птенцов).
2. Рассмотрите иллюстрации с изображением птиц. Понаблюдайте за еще не улетевшими от нас птицами. Расскажите малышу, как можно помочь птицам подготовиться к долгому и тяжелому перелету (нужно подкормить птиц).
3. Прочитайте текст, малыш поможет вам, называя картинки.
До свидания, птицы!
Сейчас поздняя . Часто идут , скоро выпадет .
Он покроет , . Спрятались в свои домики
|
|
(насекомые). голодно и (холодно). Они улетают в
(теплые края). С нами прощаются (утки), (грачи),
(ласточки). До свидания! До встречи весной!
4. Поиграйте:
· Подвижная игра «Птицам прощаться с нами пора»
Холодно, поздняя осень пришла.
(Обнять себя за плечи).
Птицам прощать с нами пора.
(Махать руками как крыльями).
Ласточки, утки, грачи нам кричат.
Крыльями машут, прощаться хотят.
(Махать рукой, прощаясь с птицами).
· Пальчиковая гимнастика «Улетают птицы в теплые края»
Улетают птицы в теплые края.
(Изображать крылья птиц кистями рук).
С птицами прощаться надо нам, друзья.
(Махать одной ручкой).
Прилетайте, птички, к нам весной опять.
(Звать ручками к себе).
Будем вместе с вами мы весну встречать!
(Хлопать в ладоши).
· «Один – много»
- Птицы улетают не поодиночке, а стаями:
- улетает не грач, а … (грачи);
- улетает не ласточка, а … (ласточки);
- улетает не утка, а … (утки).
· «Изобрази птиц»
Взрослый предлагает ребенку показать движениями повадки птиц:
«Грач» - идти важно, гордо подняв голову, прижав руки к туловищу.
«Ласточка» - быстро махать руками как крыльями.
«Утка» - присесть на корточки, двигаться вперевалочку.
· «Назови птенцов»
- У грача – грачонок.
- У утки – утенок.
· «Кого нет?»
|
|
- Осенью птицы улетают в тёплые края.
Вот улетели ласточки. Кого нет? (Нет ласточек).
Вот улетели грачи. Кого нет? (Нет грачей).
Вот улетели утки. Кого нет? (Нет уток).
5. Помогите ребенку сравнить птицу и человека. Следите за правильным использованием речевой конструкции с союзом «а».
- У птицы – крылья, а у человека – руки.
- У птицы – лапки, а у человека – ноги.
- У птицы – хвост, а у человека нет хвоста.
- У птицы – клюв, а у человека – рот.
- У птицы тело покрыто перьями, а у человека нет.
6. Обведите ласточку по контуру простым карандашом.
7. Прочитайте рассказ. Предложите малышу выполнить работу (раскрасить улетающих птиц черным карандашом).
До свидания, птицы!
- Совсем немного осталось до встречи зимы, - рассказывала воспитательница на прогулке в детском саду. – Стало холодно, деревья теряют свои последние листочки, уже выпал снег.
- И наши друзья-скворцы тоже улетели, - расстроено сказал Ваня, глядя на скворечник, который ребята повесили ещё весной.
- Да, улетели и ласточки и грачи, - поддержала его Таня, показывая на пустые гнёзда грачей на деревьях и маленькое гнёздышко ласточки под крышей дома. – А что это за крик?
Дети с интересом посмотрели вверх. Высоко в небе летел клин уток.
- Как грустно! – сказал Ваня.
- Птицам будет голодно и холодно зимовать здесь. Они улетают туда, где тепло, и где много еды, – объяснила воспитательница. – Они улетают, чтобы весной снова вернуться и радовать нас!
- До свидания, птицы! До встречи весной! – закричали дети. – Будем с нетерпением вас ждать!
Попросите ребенка ответить на вопросы:
- О каких осенних изменениях рассказала воспитательница детям?
- Какие птицы улетели в тёплые края?
- Остались ли у них дома? Какие?
- Кого дети увидели в небе? Как летели утки?
- Почему птицы улетают в тёплые края?
- Когда они снова возвратятся к нам?
- Будешь ли ты ждать возвращения птиц?
Помогите малышу назвать перелётных птиц (грач, ласточка, скворец). Соедините линиями птиц с их домиками.