1. Уточните представления ребёнка о текущем времени года, его признаках. Выясните, знает ли малыш, какое время года было до осени, наступит после неё. Расскажите, что вся природа поздней осенью готовится к зиме. Деревья уже сбросили свой красивый разноцветный наряд. Многие птицы улетели в тёплые края. В лесу тоже идёт подготовка к зиме. Вместе обсудите, какие животные живут в наших лесах (лисы, зайцы, волки, медведи, лоси), как они готовятся к зиме. Не забывайте, употреблять в речи обобщающее понятие «дикие животные».
2. Обратите внимание малыша, что поздней осенью у многих животных меняется шерсть. Новые шубки зверей густые и тёплые. У некоторых животных меняется и цвет шерсти.
Прочитайте стихотворение:
Белочку и зайчика дети не узнали,
Белочка и зайчик цвет шубки поменяли.
Серенькую шубку зайчик поменял,
Как комочек, беленьким, наш зайчонок стал.
Рыженькая белочка серенькою стала,
И она на зиму шубку поменяла.
3. Расскажите малышу, что даже густая и тёплая шерсть не спасает животных от зимней стужи. Многие звери строят себе дома. В них тепло и уютно. Звери прячутся зимой в свои жилища, скрываются от снега и холодного ветра.
|
|
Прочитайт е стихотворение. Ещё раз вспомните, кто где живёт.
Тепло лисе зимой в норе,
А белке в крошечном дупле.
И волку в логове тепло.
В берлоге мишке хорошо.
Многие животные делают на зиму запасы. Например, белочка приносит в дупло орешки, шишечки, ягоды, грибы. Лисе и волку не надо готовиться к зиме, потому что они хищники. Зимой эти звери будут охотиться на других животных. Уточните, знает ли ребёнок, как готовится к зиме медведь. Расскажите, что он много кушает, чтобы скопить под кожей толстый жир. Медведь сможет проспать в своей берлоге всю зиму.
Всю зиму медведь спит в берлоге сухой.
Не страшен медведю мороз зимний злой.
4. Поиграйте:
· Подвижная игра «Скачут по веткам бельчиха c бельчонком»
Скачут по веткам белка c бельчонком.
(Прыгать на месте).
Катятся с горки ежиха с ежонком.
(Поворачиваться вокруг себя).
Важно шагают лисица с лисёнком.
(Шагать, изображая лисичку).
Идут вперевалку медведь с медвежонком.
(«Переваливаться» с ноги на ногу).
Бегут без оглядки зайчиха с зайчонком.
(Прыгать на двух ногах).
Несутся рысцою волчица с волчонком.
(Бежать на месте).
· Пальчиковая гимнастика «Дикие животные прячутся в лесу»
Дикие животные прячутся в лесу.
В чаще мы отыщем волка и лису.
Зайца на полянке, белочку в дупле.
А в берлоге – мишку, спящего в тепле.
(Загибать пальчики рук на каждое название животного).
· «Кто чей малыш?»
- У каждого животного есть детёныши. Назови их:
- у лисы - … (лисёнок);
|
|
- у зайца - … (зайчонок);
- у медведя - … (медвежонок);
- у волка – … (волчонок);
- у ежа - … (ежонок).
· «Один – много»
- В лесу живёт много животных:
- не волк, а … (волки);
- не медведь, а … (медведи);
- не ёж, а … (ежи);
- не заяц, а … (зайцы);
- не лиса, а … (лисы).
· «Сосчитай животных»
- Сосчитай зайцев: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
- Сосчитай волков: один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков.
5. Прочитайте рассказ. Малыш поможет вам, называя картинки.