Место цены в экономических процессах

Экономическая природа цены. Функции цен.

Сег ц- сумма денег, кот пок-ль готов заплатить за т-р и за кот продавец готов продать на р-ке. След разв-тие ц- работы Кейнса, Оукена, Эрхарда. В з-не «О цен. обр» Ц – ден выраж-ие ст-ти т-ра. Ф-ции ц.: 1. балансир. (форм-ие макроэк пропорций в эк-ке, м-у спросом и предл-ем, пр-вом и потр-ем, потр-ем и сбер-ем) 2. планово-учетная. (учет потребит р-сов на пр-во т-ра) Ц- центр Эл-т любого плана и прогноза. 3. распределит –перераспред. (распр-ие доходов по отраслям и отд пр-вам, перераспр-ие связано с наличием косв налогов, с пом кот часть цены напр-ся в бюджет и перераспр-ся в соотв с ф-циями г-ва) 4. информац. 5. стимулир (повыш-ие цен- стим инвестиц, пониж цен- стим потр-ия). Факторы: Внешние: полит стаб-ть, зак-во, налог пол-ка, общеэк сит-ция, Ур-нь жизни нас, % ставка, антимон пол-ка. Внутр: кач-во т-ра, технологии пр-ва, сервис и имижд, с-ма т-родвиж-ия, обесп-ть р-сами, усл-ия гарантии, реклама.

 или

Цены выполняют следующие функции:

1. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражение в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции.

2. Регулирующая (балансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.

3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что по средствам цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив сектора экономики в другой.

5. Стимулирующая функция цены заключается в том что по средствам системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом.

6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

 

Эволюция экономических взглядов на цену.

Теории рассмотрения цены как эк кат-рии: 1. Труд ст-ти (Смит. рикардо) В усл-ях немассового пр-ва была высока доля з-т на ОТР в цене т-ра, но Ур-нь ОТР низкий. При этом цена- не кол-во часов работы, а ден выраж-ие з-т труда при участии рын ф-ров. Исключения: К. Маркс разр-л его теорию ст-ти, рассм-ет цену вне р-ка. Ц. – сумма з-т живого и овещ труда. 19 век- эта теория в работах Милля, кот сформ-ла теорию издержек. Все теории труд ст-ти рассм-ся в адм-ком и централиз с-ме ц.обр-ия. Сейчас эта теория не спос-на объяснить колебания цен на р-ке- она не исп-ся. 2. Ц.-кат-рия пред полезности. (сер 19 в, Австрийская шк. Джеванс, Менгер, Вальрас, Бен-Баверк, Парето) Маржин теория ст-ти. 3. Теория неоклассич синтеза (Самуэльсон) В нач 20 в. Пол-ла разв-ие модель равновесной цены Маршала. Сегодня ц- сумма денег, кот пок-ль готов заплатить за т-р и за кот продавец готов продать на р-ке. След разв-тие ц- работы Кейнса, Оукена, Эрхарда. В з-не «О цен. обр» Ц – ден выраж-ие ст-ти т-ра.

 

Место цены в экономических процессах.

Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.

В условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Рыночной модели соответствуют цены, формируемые на основе спроса и предложения. В этом случае полностью отсутствует директивное сквозное планирование. Основным регулятором цен является рынок, утверждение цен отсутствует. Базой для цен становятся мировые цены.

Формирование цен осуществляется на уровне предприятия (фирмы)-изготовителя, а согласование их с заказчиком (потребителем) осуществляется в момент заключения с ним прямого договора или в момент акта купли-продажи. При свободных ценах избыток (недостаток) доходов сразу отражается на уровне цен, происходит пере­распределение доходов, изменяются направления инвестиций и таким образом восстанавливается равновесие в экономике.

 

 

4. Состав и структура цены.

Цена = Себест(Сс)+ прибыль+ налоги. Сс - сумма эк-ки обоснованных затрат на пр-во и реализацию т-ра. Сс- осн стр-ный Эл-т отп цены. Прибыль вкл-ся в отп цену с пом норматива рент-ти(=прибыль/Сс*100), кот опр-ся произ-лями самост-но, кроме сл-в, предусм зак-вом. Норматив регул-ся для: произв-лей соц-значимых т-ров и дл монополистов, => пред норматив рент-ти. Норматив рент-ти = 20-40% к Сс. Косв налоги - акцизы, НДС(20%). РОЗН ЦЕНА = отп цена произв-ля без НДС + опт надбавка + торг надбавка + НДС+ налог с продаж. Величина опт надбавки для ТНП не может превышать 20% к цене произв-ля или первого имп-ра незав-мо от кол-ва поср-ков(кроме сл предусм зак-вом). Розн торг надбавка не может превышать 30% к цене произв-ля или 1-го имп-ра незав от кол-ва уч-щих поср-ков. На соц-значимые т-ры, внесенных в перечень, утв-ый мин эк-ки, уст-ны пределы размера ТН Мингорисполкомом и Облисполкомом 10-20%. На товары(тов группы), отраж-ые в приложении № 6 «Положения о порядке форм-ия и прим-ия цен и тарифов» розн цена = ТН+п+н и учет кон-ры рынка (авто, икра, роскошь, нат кожа, меха, часы, Ковры) Налог с продаж 5% на т-ры отеч пр-ва и 15% на т-ры имп пр-ва.  Или

Цена включает в себя несколько элементов.

При этом состав цены — это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями. Структура цены -это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие. 1. Себестоимость — это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме. 2. Прибыль — показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара. Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю: она возрастает. Сумма себестоимости изготовления и прибыли производителя представляет собой цену производителя товара. Она еще называется оптовой ценой предприятия без НДС.

3. Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет собой оптово-отпускную цену предприятия.

На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: