Система ценообразующих факторов различного уровня и ее влияние на формирование цены

В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различныхнаправлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на товар.Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов. В настоящее время в практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов, воздействующих на цену:1. экономические;2. технические;3. технологические;4. политические;5. психологические.Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся: V государственное регулирование ценообразования; V потребители; V издержки предприятия; V конкуренция; V участники каналов товародвижения.Фактор "издержки предприятия" рассматривается в разделе "Методы ценообразования". Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.Потребители. Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.

9. Сущность и структура механизма ценообразования в условиях переходной экономики.

В механизме ценообразования выделяются механизмы государственно-общественного управления ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями: Объект регулирования в этом механизме — фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, как планирование, регулирование, контроль и организация.

Сущность рыночного механизма, самоуправления и саморегулирования цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены.

Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, обесценивание денег, инфляция.

Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены, в свою очередь, влияют на инфляцию, они могут ее сдерживать, но могут и ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции. Инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе превышает возможности их материального обеспечения.

Неотъемлемой частью процесса создания рыночного механизма является либерализация цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: