Важно, чтобы между зрительным образом (предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи

В дальнейшем дети сами предлагают темы для историй, придумывают сюжеты. Таким образом, коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

Приведем еще примеры заданий, которые может использовать педагог-психолог, а также воспитатели, чтобы научить детей находить ассоциативные связи между предметами и тем самым развивать зрительную память.

Примеры заданий для детей старшего дошкольного возраста

1. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображением ряда предметов. Ребенок должен:

• сосчитать их число и подобрать ассоциации, которые связывали бы между собой предметы из разных групп;

• изучить картинки в течение 2 мин, затем на листе бумаги написать (или перечислить вслух) названия запомнившихся предметов.

При этом важно спросить ребенка, каким способом он упорядочил данное множество предметов.

2. Педагог-психолог предлагает ребенку группы слов (например, панда — воздух, тележка — кружка, пчела — кот, лютик — солнце, маргаритки — вода). Ребенок должен:

• перегруппировать эти слова так, чтобы они легче запомнились;

• придумать историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представить ход событий.

3. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображениями животных. Ребенок должен:

• в течение 2 мин рассмотреть их;

• придумать историю, которая связывала бы их друг с другом;

• на чистом листе бумаги нарисовать (можно схематически, условными значками) животных в точности на их первоначальных местах.

4. Педагог-психолог читает пары слов. Ребенок называет пришедшие ему на ум ассоциации к ним. Например: тюльпан — зонтик, кошка — обувь, лакомство — огорчение, небо — машина, облако — нитки.

5. Педагог-психолог зачитывает слова. Ребенок — придумывает к каждому из них конкретный зрительный образ, который может ассоциироваться с данным словом, например любовь ⇒ сердце. Слова: зима, жара, время, терпение, обед, скука, нежность, счастье и т. п.

Скачать примеры заданий в pdf

Зрительные ассоциации и воображение создают необходимый контекст для хорошего удержания информации в памяти. Научив ребенка комбинировать разного рода ассоциации и зрительные образы, мы даем ему инструмент для улучшения своей памяти. Как говорил философ Дэвид Юм, ассоциация — это «кроткая сила», которую мы можем себе подчинить.

 

Коррекционная и развивающая работа

Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Е.В. Пяташова
педагог-психолог МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистенок» г. Подольск


Специально подобранные игры, упражнения и задания программы «Скоро в школу» позволят сформировать у детей мотивацию на учебу, развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственные представления, научат фантазировать и проявлять самостоятельность.

Программа «Скоро в школу» реализуется с помощью авторских игр Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они дают простор для развития ребенка, каждый раз получается новая игра.

Б.Н. Никитин разработал игры, которые развивают усидчивость, внимание, фантазию, пространственное воображение, аналитические способности. Ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Окончание. Начало статьи Е.В. Пяташовой «Формируем познавательную готовность к школе. Программа “Скоро в школу”» читайте в электронном журнале № 9, 2016

Блоки З. Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определенным признакам, объединять и исключать, читать схемы, составлять закономерности, одним словом, развивать логику. Ребенок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.

С помощью игр В. Кайе у ребенка развивают внимание, память, сенсомоторные координации, мышление, креативность. Активизируется деятельность не только левого полушария мозга, но и его лобных долей, отвечающих за ориентацию в пространстве, память, восприятие, комбинаторные навыки, усидчивость, терпение, тренируется зрительный нерв.

Посредством этих игр максимально развивается творческий потенциал ребенка, он учится логически мыслить, анализировать, классифицировать и обобщать. Ребенка необходимо познакомить с играми, показать, как их использовать.

Особенности программы «Скоро в школу»:

  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • формирует ценностные установки;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия продолжительностью 30 мин проводятся 1 раз в неделю с подгруппой из 5–6 детей. Количество игр в занятии можно варьировать.

Приведем конспекты занятий 6–10.

Занятие 6. Насекомые

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Игра «Доскажи словечко»

Мед душистый принесла
С луга вешнего… (пчела)

Если светятся жучки,
Их зовите… (светлячки)

«Больше всех мои глаза!» —
Любит хвастать… (стрекоза)

Бежит по ладошке быстро и ловко,
Слышим мы летящий звук —
То летит к нам… (майский жук)

В лесном небоскребе на тысячу семей
Живет работяга — малыш… (муравей)

Кровь попить у детворы
Летом любят… (комары)

В точечках черных вся… (божья коровка)

По мере разгадывания загадок психолог выставляет фигурки насекомых.








Упражнение «Угадай насекомое»

Психолог загадывает какое-либо насекомое и предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать его. Условие: нельзя задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».

Упражнение «Сложи картинку: бабочка, коза, стрекоза»

С помощью блоков Дьенеша дети выкладывают изображение бабочки, козы и стрекозы по образцу, ориентируясь на символы (приложение, рис. 1, 2, 3), и отгадывают загадку к рисункам 2, 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: