Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок,
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок… (Ноль.)
С хитрым носиком сестрица
Счет откроет… (Единица.)
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка. (Два.)
Эта цифра просто чудо,
У нее родня повсюду,
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец. (Три.)
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою… (Четыре.)
Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру… (Пять.)
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру… (Шесть.)
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра… (Семь.)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (Восемь.)
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (Девять.)
Дидактическая игра «Соотнеси картинку с подходящей цифрой»
Детям предлагается настольная развивающая игра, где необходимо соотнести картинку с подходящей цифрой.
|
|
Упражнение «Сложи картинку: “Цифра”»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение любой цифры по образцу (см. приложение, рис. 9).
Подвижная игра «По порядку становись!»
На столе разложены перевернутые карточки с цифрами (по количеству участников). Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по кабинету. Когда она прекращается, каждый участник берет одну из карточек. Задача — быстро выстроиться по порядку. Игра повторяется несколько раз. (Образец карточки с цифрами см. приложение, рис. 10.)
Упражнение «Найди соседей»
Психолог предлагает детям вписать в карточки нужные цифры: «Напиши числа от 1 до 10 в середине цветка, раскрась цветы» (см. приложение, рис. 11, 12).
Графический диктант «Цифра “2”» (см. приложение, рис. 13, 14)
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит ребят за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 10. Слоги
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Упражнение «Сложи слоги»
Психолог дает задание детям сложить из букв мягкого конструктора различные слоги и назвать их.
Упражнения «Назови слоги», «Обведи слоги», «Прочти»
Дети выполняют одноименные задания из пособия О. Жуковой «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению»1 (см. приложение, рис. 15).
Игра с мячом «Продолжи слово»
Психолог бросает по очереди каждому ребенку мяч и называет слоги: «ло», «ка», «по», «на» и т. д. Задача ребенка, поймавшего мяч, — продолжить слово и бросить мяч обратно.
|
|
Графический диктант «Школа» (см. приложение, рис. 16)
В конце занятия дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит их за работу. Учитель Еж также прощается с детьми и желает удачи!
Приложение
Образцы картинок к упражнениям
Рис. 1. Сложи картинку: «Бабочка» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 2. Сложи картинку: «Коза» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 3. Сложи картинку: «Стрекоза» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 4. Сложи картинку: «Бегемот» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 5. Сложи картинку: «Снеговик» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 6. Расставь знаки по образцу • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 7. Сложи картинку: «Песочные часы» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 8. Времена года • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 9. Сложи картинку: «Цифра» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 10. По порядку становись! • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 11. Найди соседей (цифры) • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 12. Найди соседей (цветы) • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 13. Графический диктант «Цифра “2”» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 14. Графический диктант «Цифра “2” отражение» • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 15. Назови слоги, обведи слоги, прочти • Скачать картинку >>вернуться в текст
Рис. 16. Графический диктант «Школа» • Скачать картинку >>вернуться в текст
1 Жукова О. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день. М.: Астрель, 2010.>>вернуться в текст
Психопрофилактика
Дневной сон дошкольника: советы невролога
И.В. Ковалева
врач-педиатр, детский невролог, г. Москва
Некоторые родители считают, что дневной сон детям не нужен. Они просят освободить ребенка от тихого часа в детском саду, чтобы он крепче спал ночью. Объясните родителям пользу дневного сна и помогите воспитателям создать комфортные условия для тихого часа в группе.
В чем польза дневного сна
Если дома дошкольник не спит днем или делает это не в то же время, что и в детском саду, проблемы во время тихого часа неизбежны. Родители оправдываются тем, что заставить ребенка спать днем невозможно. Это не так. Если проявить немного настойчивости, дневной сон наладится даже у совсем отвыкшего от него ребенка. Но в первую очередь родители должны понять, для чего нужен дневной сон:
1. Чтобы ребенок был здоровым. Суточные биоритмы сна и бодрствования определяют все ритмические процессы детского организма — от годовых и многолетних циклов роста до микроритмов, действующих на уровне клетки и занимающих доли секунды. Лишая ребенка дневного сна, взрослые создают почву для расстройства биоритмов (десинхроноза). Следствие его — повышенная возбудимость и утомляемость дошкольников, задержка нервно-психического и физического развития, отставание в росте, ослабление иммунитета, склонность к частым ОРЗ и детским инфекциям.
2. Чтобы ребенок лучше развивался. Дневной сон помогает усваивать новые знания, в том числе и те, которые дошкольники получают на подготовительных занятиях к школе.
С помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) ученые исследовали так называемую биоэлектрическую активность детского мозга — движение нервных импульсов по отросткам нейронов. Оказалась, что энцефалограмма, снятая во сне у грудного ребенка, практически не отличается от таковой у взрослого. А вот созревание энцефалограммы, типичной для бодрствования, продолжается до 12–18 лет. Это значит, что активность детского мозга во сне по качеству превосходит работу наяву.
|
|
По сути, мозг не спит ни днем, ни ночью — он просто переключается с восприятия информации на режим ее обработки и усвоения. Чем младше ребенок, тем больше он должен узнать и запомнить. Значит, тем больше дневных «пауз» ему необходимо и тем дольше должен продолжаться его сон.
3. Чтобы крепче спал ночью. Этот аргумент удивляет родителей. Однако не спавший днем дошкольник, как правило, настолько перевозбуждается к концу дня, что не может уснуть, даже если хочет. Перегруженный дневными впечатлениями и информацией мозг сигнализирует о трудностях с их переработкой и усвоением. Отсюда повышенная тревожность, ночные страхи и кошмары.