Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Психолог называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, он поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Психолог обращает внимание на то, что необходимо быть внимательными — он может поднимать руки и тогда, когда называемый предмет не летает.
Упражнение «Что изменилось?»
На столе психолог размещает фигурки насекомых (всего 10 шт.). По сигналу дети закрывают глаза, а психолог меняет две фигуры местами. По сигналу дети открывают глаза и отмечают, что изменилось.
Игра «Кто как передвигается»
Психолог начинает предложение, дети по очереди его заканчивают:
- Муравей ползает, а бабочка… (летает)
- Гусеница ползает, а кузнечик… (прыгает, скачет)
- Бабочка летает, а улитка… (ползает)
- Паук ползает, а пчела… (летает)
- Бабочка порхает, а муха… (летает)
Упражнение «Загадки-шутки»
Детям предлагается отгадать загадки-шутки:
- Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
- Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
- Сколько меда наберут две бабочки, если у них по одному ведру?
Здесь и далее в конце занятия участники вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит детей за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 7. Геометрические фигуры
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Игра «Отгадай загадку»
Ни угла, ни стороны,
А родня — одни блины. (Круг.)
На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен. (Пятиугольник.)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура,
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник.)
Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету. (Шестиугольник.)
Встал квадрат на уголок,
Ткнулся носом в потолок,
Вверх он рос еще дней пять.
Как его теперь назвать? (Ромб.)
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, о боже! —
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его. (Трапеция.)
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек из ткани психолог кладет различные геометрические фигуры. Дети по очереди помещают в него руку и находят какую-либо из них. Задача — определить и назвать данную фигуру. Затем ее необходимо извлечь из мешочка и убедиться в правильности ответа.
Упражнение «Сложи картинку: фигурка»
С помощью блоков Дьенеша детям предлагается сложить изображение любой фигуры (предмета, животного и т. д.), ориентируясь на символы (см. приложение, рис. 4, 5).
Жестовая игра «Мы кружок нарисовали…»
Звучит одноименная композиция Е. Железновой. Дети выполняют движения согласно тексту:
Мы кружок нарисовали — наши пальчики устали,
Мы руками потрясем — рисовать начнем.
Мы черту нарисовали — наши пальчики устали.
Мы руками потрясем — рисовать начнем.
Мы волну нарисовали — наши пальчики устали.
Мы руками потрясем — рисовать начнем.
Точку мы нарисовали — наши пальчики устали.
Мы руками потрясем — рисовать начнем.
Упражнение «Расставь знаки по образцу»
Психолог предлагает детям расставить знаки по образцу (см. приложение, рис. 6).
Упражнение «Дорисуй»
На заготовке для этого задания в произвольном порядке нарисованы основные геометрические фигуры.
Детям предлагается превратить каждую фигуру в какой-либо предмет.
Занятие 8. Ориентирование во времени
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.
Упражнение «Дни недели»
Психолог зачитывает стихотворение «Дни недели», затем предлагает детям ответить на вопросы.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Вопросы:
- Что девочка делала в среду? А в пятницу?
- В какой день недели она играла в мяч? Отмечала свой день рождения?
Упражнение «Время суток»
Психолог предлагает детям ответить на следующие вопросы:
- В какое время суток люди завтракают?
- В какое время суток люди обедают?
- Что делают люди на кухне вечером?
- Какое время суток самое темное?
Упражнение «Сложи картинку: “Песочные часы”»
С помощью кубиков Никитина дети выкладывают изображение песочных часов по образцу (см. приложение, рис. 7).
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Психолог бросает по очереди каждому ребенку мяч, при этом говорит, например, «Сегодня среда, а завтра…». Ребенок кидает мяч обратно и дает ответ.
Упражнение «12 месяцев»
Психолог разучивает с детьми стихотворение:
Зиму жаль — декабрь, январь, февраль.
Весну давай — март, апрель, май.
Летом радость — июнь, июль, август.
Осенняя пора — сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ура!
Упражнение «Времена года»
Психолог предлагает детям соединить каждую предметную картинку с изображением определенного времени года, объяснить свои действия, перечислить знакомые признаки всех сезонов (см. приложение, рис. 8).
В конце занятия педагог-психолог предлагает детям:
- вспомнить какие игры и упражнения проводились на занятии,
- обсудить, что им больше понравилось.
Психолог хвалит детей за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.
Занятие 9. Цифры
В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.