Обсуждая ход игры с группой, важно выбрать правильную интонацию. Слова должны звучать не как обвинение, а как приглашение к диалогу

Психологическая коммуникация

  • -Используйте в работе с педагогами активизирующие техники
  • -Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

Психологическая диагностика

  • -Проективная рисуночная методика «Вулкан»

Консультирование

  • -Показатели одаренности ребенка: шпаргалка для педагогов
  • -Что делать родителям, если ребенок лжет

Коррекционная и развивающая работа

  • -Дидактический материал к развивающему игровому пособию «Волшебные гонзики»
  • -Как организовать фототерапевтический проект «Чудный миг»
  • -Игровой сеанс ко Дню космонавтики для подготовительной группы

Психологическая коммуникация

Используйте в работе с педагогами активизирующие техники

Кирилл Алексеев
тьютор, специалист по командообразованию, г. Москва


Психология управления чаще рассматривается в контексте бизнеса, для топ-менеджеров. Однако многие техники, упражнения можно использовать в работе с педагогами. В данной статье мы расскажем о техниках, которые развивают навыки самопрезентации, убеждения собеседника и взаимодействия в команде.

Результат любого мероприятия будет высоким, а отдача эффективной, если использовать разнообразные приемы включения каждого участника в активную деятельность. В работе с педагогами такие приемы помогут развить у них:

  • навыки самопрезентации, коммуникации, активного социального поведения и управления, стрессоустойчивости и т. п.;
  • социальный интеллект — способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми, принимать во внимание их возможности и интересы;
  • эмоциональный интеллект — способность понимать состояние и потребности других людей, управлять собственными эмоциями, находиться в согласии с самим собой;
  • умение двигаться и говорить, объективно оценивать ситуацию, уверенно чувствовать себя.

Представленные далее техники «Продажа» и «Свадебное агентство» — это не отдельные упражнения, а совокупность средств, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Их основа — знания тех личностных свойств и умений, которые формируют у человека нужные качества, например, для выработки стрессоустойчивости. Техники просты в применении. Они разработаны на основе тренингов по управлению и эффективным продажам для топ-менеджмента. Каждое упражнение можно выполнять как отдельно, так и в комплексе с остальными.

Прежде чем начать работу, расскажите педагогам, что упражнение направлено на развитие умения показать себя в непривычных обстоятельствах, найти нужные слова и подход к организации диалога с другим человеком, правильно оценив собственные возможности.

Техника «Продажа»

Цель: развить навыки самопрезентации, убеждения собеседника и оценки другого человека и самого себя.

Материалы и оборудование: часы для контроля временного регламента; игрушечные денежные купюры по числу участников — в начале упражнения каждый получает одинаковую сумму игровых денег разными купюрами. Бутафорские деньги можно купить или заменить нарисованными от руки. Деньги к технике.

Требования к помещению: любой кабинет, просторный для передвижения участников.

Количество участников: от 8 человек.

Продолжительность: от 25 минут (в зависимости от количества участников).

Процедура проведения. Каждому игроку выдайте одинаковое количество бутафорских денег — по 12 тысяч рублей разным номиналом. Стоя лицом друг к другу, участники образуют два круга: внутренний и внешний. Те, кто стоят напротив друг друга (один во внешнем круге, другой во внутреннем), образуют пару. Взаимодействие в каждой паре будет происходить в течение одной минуты: за первые 30 секунд первый участник расскажет о себе второму, за последующие 30 секунд второй расскажет о себе первому. По прошествии этого времени даете команду, и пары меняются: игроки из внешнего круга смещаются по часовой стрелке, и таким образом получается новая пара. Выполнение упражнения продолжается до тех пор, пока все участники не расскажут о себе всему кругу оппонентов. По команде ведущего каждый из них начинает говорить о себе, своих навыках и умениях, а также о той выгоде, которую его оппонент будет иметь от сотрудничества с ним.

Инструкция: У каждого из вас будет 30 секунд. В течение этого времени вы должны будете рассказать о себе так, чтобы оценивающий вас партнер как можно больше заплатил вам за ваши качества и умения. Затем вы сами будете оценивать своего партнера и заплатите ему столько, сколько сочтете нужным. Пожалуйста, будьте объективны.

Рассказав о себе и оценив друг друга, партнеры обмениваются игрушечными деньгами со словами: «Я готов дать тебе 1 тысячу рублей за твои навыки…», «Я даю тебе 5 тысяч рублей…» и т. п. В конце упражнения подсчитываются набранные каждым участником деньги и обсуждаются результаты.

Параметры анализа работы участников:

  • кому удалось повысить свой капитал, а кто ушел в минус;
  • какими критериями руководствовался тот или иной участник, давая деньги оппоненту;
  • про какие свои качества рассказывали участники занятия;
  • как они сами себя оценивают;
  • как оценивают презентации других.

Анализ занятия

Распределение времени. Следите за тем, чтобы участники соблюдали временнóй регламент. Если кто-то слишком задерживается, напоминайте ему, что его время истекло. Это важно: c человеком, который не укладывается в нужное время в игровой ситуации, стоит поговорить о том, умеет ли он распоряжаться своим временем в реальной жизни. Также следует отметить хорошие показатели тех участников, которым удалось соблюсти временнóй регламент. Такие педагоги обладают навыком правильной организации собственной деятельности во времени и могут применить его в игровой ситуации. Поинтересуйтесь, удается ли им это в тех делах, которые кажутся неинтересными или требуют большого труда. Так можно выявить потребность человека в том, чтобы научиться грамотно распределять время.

Невербальное поведение. К невербальному поведению относится все то, что не произносится словами. Внимательно наблюдайте за участниками занятия.

Одни в игровой ситуации теряются, смущаются, прячут глаза, говорят слишком тихо, отворачиваются. Комментировать такое поведение вслух не надо, но отметить его для себя важно. Это может указывать на то, что педагог даже в игровой ситуации чувствует себя недостаточно компетентным, испытывает неуверенность.

Другие участники занятия превращают игровое задание в шутку — смеются, кривляются и слишком уж нарочито все изображают. Нужно объяснить им, что у подобного поведения есть две стороны: одна — остроумие и юмор, другая — излишняя готовность к шутливому поведению в ущерб серьезному отношению к событиям реальной жизни.

Третьи рьяно борются за победу, активны, настойчивы, нацелены только на положительный результат, но при этом не выбирают слова, не слышат других, используют угрожающий и даже конкретно агрессивный тон. Этим людям следует разъяснить, что их настойчивость и результативность заслуживают внимания, но поведение воспринимается как бескультурное, грубое и ожесточенное.

Можно спросить у участников занятия, легко ли им было расставаться с деньгами, пусть даже не настоящими. Тема отношения к деньгам очень актуальна для каждого.

Обсуждая ход игры с группой, важно выбрать правильную интонацию. Слова должны звучать не как обвинение, а как приглашение к диалогу.

Вербальное поведение. Обращайте внимание на то, что именно говорят участники во время игры, поскольку это имеет прямое отношение к умению презентовать себя и убеждать других. Слова очень важны: их правильный выбор во многом обусловливает успех в общении. Кроме того, это поможет увидеть, как участники занятия обращаются к своим собеседникам, как преподносят им себя (предлагают «товар»), какие аргументы приводят, отвечают ли на вопросы и возражения, возникают ли в их речи паузы, неловкое молчание, логична ли их речь. Умение убеждать у всех разное. Объясните педагогам, что в их речи всегда должно быть что-то приятное для собеседника: обращение к нему по имени, вежливые обороты, умение поддакнуть, сказать: «Я понимаю…» (активное слушание).

В то же время важным является умение доносить до других свою мысль, то есть выделять и формулировать главное, подбирать убедительные аргументы, правильно использовать тон, скорость и громкость речи (не мямлить, не перебивать, сопровождать слова соответствующим невербальным поведением).

Предложите педагогам использовать базовые правила эффективного общения.




double arrow
Сейчас читают про: