Базовые правила эффективного общения

1. Обращайтесь к человеку по имени — желательно так, как он сам представится («Дима», «Валентина Ивановна» и т. п.).

2. Говорите достаточно громко и быстро, не тяните.

3. Избавляйтесь от слов-паразитов («типа», «это самое», «на самом деле» и пр.)

4. Когда это уместно, улыбайтесь.

5. Если человек возражает, выслушайте его до конца. Ответьте на возражение, начав с того, что вы его поняли и знаете, что именно для него важно.

6. Будьте вежливы: здоровайтесь, благодарите, всячески демонстрируйте свое расположение к собеседнику.

7. Четко и понятно изложите достоинства своего мнения или предложения.

8. Начиная взаимодействие, используйте mini-talk (с англ. — маленький разговор) — короткий обмен фразами на общую тему, не имеющую прямого отношения к предмету разговора, например: «Как добрались?», «Ну и погода сегодня!» и т. п.

9. У вас будет только один шанс произвести хорошее впечатление, поэтому следите за своим внешним видом, держитесь по возможности прямо, будьте опрятны и приветливы.

10. Сохраняйте позитивный настрой.

Скачать правила общения в pdf

Выясните у участников занятия, что показалось им трудным, а что легким; что интересным, а что скучным. Дайте высказаться каждому, кто пожелает.

Выручка. Попросите каждого сказать несколько слов о том, как он оценивает собственный результат. Если это выигрыш (итоговая сумма превысила начальные 12 тысяч рублей), то рассчитывал ли он на такой финал, как этого достиг и что чувствовал, получая деньги от других; если проигрыш (итоговая сумма менее 12 тысяч рублей) — то какой тактики придерживался, почему получил так мало денег, пытался ли изменить свой способ самопрезентации, щедро ли платил сам и почему.

Также попросите группу высказаться по поводу примененных в ходе игры стратегий поведения:

  • к чему привела попытка одного из участников сэкономить;
  • правильно ли сделал тот, кто сразу договорился о равноценном обмене;
  • не излишне ли щедрым был игрок, который проматывал свои деньги, и т. д. Надо сказать, что в реальной жизни люди обычно ведут себя точно так же.

Без обсуждения техника утрачивает значительную долю развивающего эффекта. Обязательно обсудите с участниками все, что происходило на занятии.

По итогам работы предложите педагогам составить собственный список рекомендаций по эффективной самопрезентации.

Техника «Свадебное агентство»

Цели: выработать умения выявлять и учитывать потребности других людей во взаимодействии с ними, конкурировать и работать в команде; развить навык убеждения собеседника.

Материалы и оборудование: карточка с игровой ролью жениха и минимум три карточки невесты в зависимости от количества команд (можно написать на доске или распечатать); для усиления включенности в игру используется свадебная атрибутика (фигурки жениха и невесты, ленты с надписью «Свидетель» и т. п.).

Требования к помещению: любой кабинет для игры, в котором хватит места как минимум для трех команд по три человека в каждой.

Количество участников: от 10 человек (три команды по три человека и жених, он же ведущий).

Продолжительность: 30 минут.

Процедура проведения. Участники распределяются свободно на несколько команд в зависимости от количества человек в группе. Команда должна придумать название своего свадебного агентства — это задание выполняется в качестве разминки. Затем каждая команда получает карточки с именем невесты: Царевна Несмеяна, Спящая Красавица, Баба-Яга и т. д. Имена невест можно написать и на доске. Ведущий становится женихом (кротом из сказки «Дюймовочка», Кощеем Бессмертным, Иван-Царевичем и др.). На данном этапе лучше выбирать общеизвестных персонажей, таковыми могут быть сказочные и киногерои, звезды шоу-бизнеса или спорта. Карточки приведены в приложении.

Далее ведущий в роли жениха рассказывает собственную историю и описывает свои потребности в тех или иных качествах невесты: что именно он ценит, что хочет получить, для чего ему невеста
и т. д. Каждой команде дается 5 минут на обсуждение качеств невесты, которую она будет сватать.

После обсуждения все команды по очереди презентуют жениху своих невест, описывая их качества в соответствии с его потребностями, например: «Наша невеста покладистая, умная, у нее с женихом много общего… (в менеджменте это называется “развернуть продукт нужной стороной”)». После этого жених выбирает себе невесту в зависимости от представленных качеств.

Затем дается время на обсуждение. Каждая команда высказывает мнение по поводу всех презентаций и выбора жениха:

  • чья презентация лучше;
  • почему жених выбрал именно эту невесту;
  • какими полезными для жениха качествами обладает каждая невеста;
  • сложно ли было отыскать нужные качества;
  • кто был лидером в команде;
  • как проходило обсуждение, трудно ли было договориться.

Анализ занятия

Помимо того, что было перечислено в описании предыдущей техники, анализу подвергаются дополнительные моменты.

Ориентация на потребности другого человека. Задание убедить других имеет скрытый подтекст: понять потребности другого человека и ориентироваться на них в своей деятельности. Наблюдайте, как команда реагирует на потребности жениха. Пары «жених и невеста» комичны, но помимо смеха и шуток команда должна сообразить, какие заявленные женихом потребности можно использовать, сватая невесту. Проследите, смогла ли команда своим описанием качеств невесты удовлетворить запросы жениха, например: если он вел речь о ее характере, то говорит ли команда именно о нем или презентует лишь внешние ее качества?

По окончании упражнения отметьте, как члены той или иной команды приняли задачу, например, смеялись и показывали себя, вместо того чтобы рекламировать невесту. В таком случае необходимо обратить их внимание на данное упущение; объяснить, что они не ориентировались на цель игры, а просто развлекались; и поинтересоваться, не происходит ли такое с ними в реальных обстоятельствах.

А также сделайте акцент на том, учитывались ли участниками игры потребности жениха. Например, он говорил, что для него важна красота невесты; или рассказывал о том, как любит заниматься чем-либо; отметил, что хочет спокойной жизни или что ищет партнера по бизнесу. Было ли это учтено при сватовстве?

Умение убеждать. Участники игры пытаются достичь желаемого результата с помощью вербального и невербального поведения. Их умение убеждать других проанализируйте аналогично тому, как было описано в технике «Продажа». Особое внимание обратите на следующее:

  • был ли жених проинформирован членами команды о качествах невесты;
  • удалось ли им опровергнуть его возражения;
  • ориентировались ли они на те пожелания, которые жених высказал в начале игры.

Убеждая собеседника в чем-либо, нужно ориентироваться на его потребности: материальные (иметь какие-то блага); физиологические (есть, пить, спать); социальные (быть частью какой-то группы, иметь друзей); потребность в престиже (иметь хорошую репутацию, пользоваться уважением), безопасности, самовыражении и пр.

Сотрудничество в команде. Одни люди лучше работают в команде, другие, наоборот, отступают в ней на задний план и стараются быть незаметными. Рассматриваемая техника позволяет выявить это.

Наблюдайте за тем, кто из членов команды был инициативным, кто продвигал процесс сватовства, когда возникали трудности. Такие наблюдения тоже следует озвучить: надо назвать тех, кто показался самым инициативным, кто предлагал новые идеи, выручал команду.

Порой кто-то из участников мешает своей команде: негативно комментирует слова других, вставляет реплики, которые портят впечатление о невесте или о свате, и т. п.

Говорить об этом надо спокойно, без оценок и критики. Указав на то, что вы заметили в его поведении, задайте ему вопрос для размышления о самом себе: «Похоже ли это на ваше поведение с какими-либо людьми в реальной жизни?», «Как, по-вашему, другие воспринимали ваши слова?».

Обратите внимание и на тех игроков, которые старались быть в центре внимания, перебивали других, стремились на первый план. Такие люди жаждут внимания и признания, им важна обратная связь типа: «Ваша активность была очень высокой, вы находчивы, но мне показалось, что в какие-то моменты вы не дали высказаться другим».

Взаимодействие команд. Это показатель того, какая атмосфера царит в коллективе. Задание предполагает конкуренцию. Смотрите, как в конкурентной борьбе проявляют себя участники по отдельности и в команде. Здоровая конкуренция ни для кого не обидна, она мотивирует.

Признаки конкуренции:

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Доступен дополнительный сервис «Памятки» для родителей и педагогов.

  • здоровой: умение выслушать до конца другую команду; смеяться над шутками без высмеивания; принять конкурента всерьез, без обесценивания;
  • нездоровой: агрессивное высмеивание и принижение другого; обидные комментарии в его адрес; клевета и прочее, то есть агрессия и отсутствие игрового сотрудничества.

Все выявленные признаки нездоровой конкуренции надо прокомментировать: поделиться с участниками игры своими впечатлениями об атмосфере занятия; поинтересоваться их мнением; дать высказаться всем желающим; не переубеждать тех, чье мнение не совпадает с мнением большинства.

Приложение

Раздаточный материал к техникам

Деньги к технике «Продажа» • Скачать в pdf
Вернуться в текст

 

Карточки к технике «Свадебное агентство» • Скачать в pdf
Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая коммуникация

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

Анна Бобкова
заместитель заведующего ФГКДОУ «Детский сад № 154», г. Оленегорск-2, Мурманская область

Анастасия Соловей
педагог-психолог ФГКДОУ «Детский сад № 154», г. Оленегорск-2, Мурманская область







Психологическая безопасность личности ребенка — актуальная проблема, в решении которой участвуют все педагоги и специалисты ДОО. Ваша задача донести это до них. Проведите педагогический совет по теме «Психологическая безопасность образовательной среды», но в новой форме — в жанре интервью. Это позволит на всем протяжении мероприятия удерживать интерес участников к теме.

Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социальных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала. Задачи педсовета:

  • познакомить педагогов с понятиями «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
  • рассмотреть признаки психологического здоровья педагогов;
  • определить факторы, влияющие на формирование здоровья воспитанников.

Участники: воспитатели и специалисты.

Ведущие: заместитель заведующего ДОО, педагог-психолог.

Форма проведения: интервью.

Продолжительность: 40 минут.

Ход педсовета

Вступление

Заместитель заведующего: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды» очень актуальна на сегодняшний день.

Педагогический совет пройдет в новой для нас форме — интервью — с участием педагога-психолога. Он познакомит нас с проблемой психологической безопасности образовательной среды, даст ответы на вопросы, которые затрагивают данную тему.

Основная часть

Заместитель заведующего: Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой. Ее решение — одна из приоритетных задач государства. Почему, на ваш взгляд, этой проблеме придается такое большое значение?

Педагог-психолог: Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.

По Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества безопасность родных и близких — одна из ключевых ценностей.

Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни в социокультурной теории личности выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.

Главной в развитии оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Заместитель заведующего: Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?

Педагог-психолог: Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой1, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;

3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

  • недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
  • низкая активность детей и педагогов;
  • несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
  • низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: