Делать заключения о переживаниях по использованным цветам следует осторожно

Пространственные характеристики

Пространственные характеристики рисунка — расположение на листе, его сдвиг в правую или левую часть, вверх или вниз листа, взаимное расположение и размер объектов.

Положение изображения относительно вертикальной оси листа позволяет говорить о том, насколько человек находится в настоящем (основной рисунок размещается по центру листа), в прошлом (левая часть листа) или в будущем (правая часть листа).

Положение изображения относительно горизонтальной оси указывает на преобладание пребывания в социуме (верхняя часть листа) или в собственном мире переживаний (нижняя часть листа). Чем ниже располагается рисунок на листе, тем в большей мере его автор погружен в свои малоосознаваемые переживания.

Взаимосвязь объектов на рисунке указывает на состояние идентичности, внутренней интегрированности личности: в норме элементы рисунка логично взаимосвязаны, принадлежат к одному сюжету.

Изолированные друг от друга, как будто не связанные ничем изображения чаще всего характерны для людей, которые в малой степени ощущают цельность собственной личности. Это настораживающий признак, который может указывать на острый кризис, малую осознанность поведения или патологические процессы. В таких случаях необходима дополнительная диагностика и осторожность диагностических выводов.

Общие размеры рисунка на листе отражают то, на какое пространство человек претендует в реальности: довольствуется малым или хочет захватить как можно больше. Сравнительные размеры ключевых объектов указывают на субъективную значимость того, что они символизируют для автора рисунка: чем крупнее изображение в сравнении с остальными, тем выше значимость (например, крупные яблоки — показатель значимости результатов).

Необходимо обратить внимание на общую атмосферу рисунка. Постараться уловить, что изображено — борьба, удовольствие, удача, провал, попытка заслужить награду, что отражает логику поведения человека при столкновении с трудностями.

Приложение

Примеры рисунков родителей и воспитателей

Интерпретация рис. 1

Самовосприятие: нет понимания собственных качеств и ресурсов, способных обеспечить решение проблемы (схематичное изображение человека, сцепленные руки не дают двигаться, повернут в прошлое). Восприятие проблем и обстоятельств, им сопутствующих: проблем достаточно много, но и они видятся схематично, без деталей. Результаты решения проблем не кажутся привлекательными (плоды некрасивы, с трудом узнаваемы). Человек не пытается активно действовать. Опыт уже решенных проблем не отражен.

Рис. 1

Интерпретация рис. 2

Самовосприятие: сильный мрачный человек. Восприятие проблем и обстоятельств, им сопутствующих: есть выделяющаяся проблема (круглый плод среди удлиненных листьев). Испытуемый может с нею справиться собственными силами, результат достижим. Нравственная борьба, сопровождающая размышления о проблеме символически изображена в виде змея и руки. Опыт уже решенных проблем не отображен.

Рис. 2

Интерпретация рис. 3

Самовосприятие: человек действия. Подчеркивается внешняя женственность (наличие маникюра). Изображена только рука, что указывает на приоритет активных прямых действий по решению проблемы без учета других собственных личностных качеств и ресурсов, также участвующих в достижении результата. Восприятие проблем и обстоятельств, им сопутствующих: испытуемая сконцентрирована на одной ключевой для нее проблеме. Она способна решить ее собственными силами и уже близка к окончательному желаемому результату.

Рис. 3

Опыт уже решенных проблем символически показан прикосновением одного из пальцев к яблоку.

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Консультирование

В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан




В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать? Дайте рекомендации.

 

Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения — желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий — положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Аня А. (6 лет) часто с грустным видом присаживается у окна или на лавочку во время прогулки. Воспитатель, остальные дети подходят к девочке, интересуются, почему она грустит. В ответ Аня молчит и только печально вздыхает. Тогда дети начинают придумывать, как ее развеселить. Через полчаса у Ани поднимается настроение, и она включается в игры.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!»

Обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребенок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе. Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какое у меня красивое платье», «Я лучше всех нарисовала елочку», «Я бегаю быстрее всех и сегодня всех обогнал» и т. д.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу: «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью — традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности: «Я круче всех — у меня есть телефон».

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника — с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит — наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, — и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком, необходимо учитывать причины его демонстративного поведения.

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими — главный мотив всех действий и поступков такого ребенка. Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье, из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.

«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами». Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.).

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви — в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

Ваня С. (6 лет) очень активный, по словам воспитателей — «неуправляемый, непредсказуемый ребенок», «не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому». Мальчик сознательно нарушает нормы поведения (громко разговаривает во время занятий, в тихий час) и делает все назло. Может заниматься хорошо, но привык утверждаться в плохом. Мальчик из полной семьи, внешне благополучной. Однако родители целый день находятся на работе, формальным воспитанием занимается бабушка.

В случаях негативного самопредъявления рекомендации просты — распределять и регулировать внимание к ребенку по принципу: ты получаешь внимание, когда хорошо себя ведешь. Главное — отметить его, выделить, когда он не скандалит, не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. В противном случае — любые замечания необходимо свести к минимуму.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети, по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество, общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры. Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например:

  • «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О.В. Хухлаева,
    О.Е. Хухлаев);
  • «Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик);
  • «Осенняя сказка» (А. Каралийчев);
  • «Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Приведем примеры нескольких игр.

«Волшебные очки». Необходимые материалы — фантазийные очки (маскарадные). Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает — дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов». Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно — иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: