Шпаргалка для психолога

Скачать

Интерпретируйте рисунок

Полученный рисунок – картина взаимодействия между людьми. Каждый участник рисовал своим цветом, потому вам легко увидеть, кто что рисовал.

Оцените пространственную ориентацию рисунка. Смотрите на расположение всего рисунка и его отдельных элементов на листе и на взаимное положение фрагментов, которые выполнены разными людьми. Все ли место на листе занято? Чем больше пустого пространства на листе осталось, тем больше дистанция в отношениях между людьми в реальности. Отсутствие пустого места указывает на нехватку личного пространства у участников отношений.

Посмотрите, кто занял центр листа, кто рисовал сбоку, – это отражение стремления быть в центре внимания или избегать его. Посмотрите, смещены ли чьи-то изображения влево: в размышления о прошлом, погруженность в него. Посмотрите, смещены ли изображения вправо: жизнь будущим, ожиданиями чего-то.

Оцените, чей цвет заметнее и незаметнее на рисунке. Смотрите, кто занял больше всех места, а кто меньше всех: так отражается место и заметность человека в социальных отношениях. Иногда это показатель стремления вытеснить кого-то из отношений, например брата или сестру. В таком случае человек рисует так, чтобы захватить как можно больше пространства, особенно не работает над деталями или даже рисует каракули. Психологически близкие люди обычно рисуют рядом.

Оцените фрагменты рисунка. Представьте, что фрагменты совместного рисунка, выполненные кем-то одним, исчезли из общего изображения. Можно ли в этом случае будет опознать общий сюжет? Изменится ли он? Оцените каждого участника. Так вы увидите, кто вносит в рисунок и в реальное взаимодействие продуктивный вклад, а от чьего вклада, по сути, ничего не меняется.

В некоторых случаях вы сможете заметить, что если бы кто-то из рисовавших не вел себя определенным образом, эмоциональный фон общего результата был бы другим: например, не мрачным, не веселым. Продуктивность человека в отношениях отражается в мере продуктивности его вклада в общий рисунок. Рассмотрите рисунок и с точки зрения того, чьи фрагменты рисунка провоцировали какие-то чувства у других и вызывали реакцию.

Если рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых выполнен кем-то одним из рисовавших, это говорит о жестких личных границах и отсутствии взаимодействия. Каждый сам по себе, особенно если сюжеты отдельных фрагментов нельзя объединить в общий.

 

 

  Пример 4. Оба родителя обязательно поддерживают или исправляют каждую тему рисунка, которую задал ребенок. Большинство детей в группе развивают или исправляют тему рисунка, которую начал один из них. Так становится видно, чье поведение и в реальности сопровождается вниманием остальных и к чему ведет это внимание: поддерживают, помогают, переделывают.    
  Пример 5. Девочка начала рисовать домик, мальчик начал рисовать рядом машину. Сын нарисовал зомби, мама рядом нарисовала призрака. Старший воспитатель нарисовала траву и цветы, а заведующая бабочек над ними.    
 

 

Оцените, накладываются ли рисунки друг на друга. Также могут накладываться цвета. Тот, кто рисует поверх рисунка другого человека, нарушает его личные границы. Рисунок того, чьи границы нарушаются, необратимо меняется. Здоровое объединение цветов и усилий отличается от нарушения границ тем, что оставляет возможность другим участникам делать по-своему и продолжать общую тему.

 

 

  Пример 6. Ребенок нарисовал несколько штрихов, а мама соединила их сверху и снизу и превратила в длинную юбку принцессы. Видны не штрихи, которые сделал ребенок, а видна принцесса. Мама стирает личные границы ребенка, сливается. Или узкую малозаметную луну одного участника превратили в огромное веселое солнце, злобного скелета одели в милое платьице – не дают проявить негативные эмоции. Девочка начала рисовать человека, а мальчик превратил его в монстра. Старший воспитатель нарисовала дорогу, а заведующая всю дорогу заполнила машинами, пешеходами и дорожными знаками – другому нельзя быть собой, его корректируют и исправляют.    
 

 

Оцените тематические особенности изображения. Посмотрите, есть ли у рисунка общая тема, которая объединяет рисунки всех членов группы. Общая тема свидетельствует о готовности людей к сотрудничеству. Ее отсутствие или постоянные попытки каждого рисовавшего изменить тему на свою – наоборот. Проследите, кому принадлежала инициатива в выборе темы. Как правило, этот человек – неформальный лидер.

Интерес к другому человеку выражается в поддержке его идей и его темы рисунка. Тот, кто пытался изменить тему рисунка, пытается изменить что-то и в реальном взаимодействии. Может быть, нужно вынести на обсуждение какую-то тему: смерть, одиночество, усталость, гнев. Обычно эта тема символически выражена в рисунках. Может, нужно изменить тональность взаимодействия: убрать наигранное веселье или повысить настроение, сблизить всех или кого-то отделить и др.

Те, кто предпочитает работать на собственной ограниченной территории или занимается собственным сюжетом, а не общим, так выражают свою обособленность. Скорее всего, степень принадлежности к группе у этого человека низкая. Если ТСР выполняет семья, то это показатель чувства отчужденности от родственников. Хаотичное взаимодействие в рисовании свидетельствует о такой же непоследовательности в реальности: никто не доводит свое дело до конца: начинают и бросают.

Оцените тональные особенности изображения. Лучше не анализировать, как выбрали определенный цвет конкретные люди, поскольку набор цветов ограничен, в том числе выбором других людей. Так, выбор черного цвета может как свидетельствовать о протесте и негативном состоянии или ничего и не означать. Но общую цветовую гамму рисунка учитывать надо. Посмотрите, приятен ли и гармоничен ли общий рисунок по цвету. Мрачен – темные унылые тона; оптимистичен – многоцветный, яркий; спокоен – теплые оттенки, мягкие линии; напряжен – холодные оттенки, острые линии, мелкие и бурные штриховки. Это общий эмоциональный фон взаимодействия в группе.

К СВЕДЕНИЮ

Правила ТСР

Все участники ТСР по очереди выходят к столу. Они рисуют по условиям:

– постепенно сокращайте время, чтобы ослабить сознательный контроль, повысить интенсивность работы, создать игровую атмосферу;
– всего должно быть по 7 выходов каждого участника. Первый выход составляет 30 секунд. При повторных выходах время сокращается сначала до 25 секунд, потом до 20 секунд, потом до 15, 10, 5 и 3 секунд;
– время сокращается вместе со свободным местом на листе. Это помогает увидеть особенности взаимодействия участников группы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность

Дарья Шутова
семейный и детский психолог, Москва






Воспитатели и родители часто избегают разговаривать с детьми о сексуальности и теле. Они не хотят отвечать на вопросы ребенка по этой теме, не помогают ему сформировать правильный словарь, не разговаривают с ним про телесные границы, правила безопасности. В статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.

Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения. Это поможет предотвратить сексуальное и физическое насилие над ним. Расскажите родителям, как разговаривать с детьми о теле и сексуальности и как бороться с собственными страхами и предрассудками. Предложите памятки: «Когда говорить с детьми про тело, сексуальность и безопасность», «Какие есть аргументы “за” и “против” беседы с детьми про их тело», «Родительские мифы, и как дети реагируют на них», «Книги для детей про тело, сексуальность, отношения и безопасность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: