Скачать
Оцените, как участники следуют инструкции. Дети и взрослые могут по-разному принять инструкцию и по-разному ее удерживать. То, насколько участники способны следовать инструкции, правилам группы, помогает оценить степень произвольности. Обратите внимание, есть ли в группе кто-то, кто принимает на себя роль контролирующего соблюдение правил. Это прямое отражение такой же роли в реальном взаимодействии.
Оцените, как участники определяют очередность рисования. Обычно наиболее инициативный член группы берет на себя роль первого или назначает кого-то быть первым.
| |||||
Пример 1. Отец, который считает, что правила взаимодействия в семье не распространяются на него, может нарушать инструкцию о молчании в ТСР. Чрезмерно контролирующая мать не будет останавливаться на слове «стоп». Она будет пытаться довести свой элемент или общий рисунок до мнимого совершенства. Ребенок без четких границ будет стремиться нарушать очередность рисования. | |||||
Пример 2. Мать сразу говорит ребенку: «Давай ты первый, потом я, ну, а папа в конце». Это говорит о стремлении к лидерству и управлению остальными. Даже если мать назначит себе роль последнего, это все равно показатель ее стремления контролировать остальных членов семьи. | |||||
|
Каждый член группы с сохранным социальным функционированием будет сам выбирать свою очередность. Если кто-то не выбирает, а ждет, пока решат за него, это говорит о социальной пассивности и даже отстраненности, избегании взаимодействия. В семье это может быть показателем низкой вовлеченности во взаимодействие: «Мне плевать, что там у вас». Это проявится и в рисунке.
Посмотрите, как группа решает конфликты, если они возникли: кто будет первым, кому какой цвет достанется и др. Так они ведут себя в спорных ситуациях при в реальном взаимодействии: уступки, компромисс, уговоры, скандалы, обиды. Если группа, а не один человек, сразу выдвигает кого-то быть первым, как правило, это говорит о лидерской роли выбранного и доверии остальных ему. Первыми обычно предлагают быть тем, кого воспринимают как наиболее адекватных и значимых для того, чтобы их продемонстрировать социуму. Неспособность распределить очередность свидетельствует или о недостаточном социальном развитии участников, например в группе детей 3–4 лет, или о попытках группы найти помощника для решения своих проблем во взаимодействии.
Оцените вовлеченность в процесс рисования. Анализируйте взаимную реакцию на выполнение общего задания. Смотрите, каким образом возникал рисунок, развивался и был завершен. Постарайтесь понять, кто из участников какой вклад в это вносил. Оценивайте процесс рисования как будто это процесс обычного взаимодействия. Группа так же решает какую-то жизненную задачу, как взаимодействует, рисуя. Используйте вспомогательные вопросы.
|
|
| |||
Пример 3. Оцените, какой была степень независимости в действиях участников группы. Один участник группы рисовал тщательно, пытался сделать общий рисунок красивым, другой дурачился, третий не мог придумать, что делать, и сфокусировался на одной-двух деталях. Это картина взаимодействия людей в реальности. Первый участник нацелен на сотрудничество, но может быть утомительно контролирующим и взламывающим границы других, не допускающим различий. Это тем более выражено, чем больше он менял рисунки других под свой замысел. Второй участник – групповой провокатор, который пытается вызывать реакцию других и отвергает общие нормы. Третий участник затрудняется взаимодействовать, не позволяет себе быть спонтанным, фиксирован на однотипных социальных ролях и стереотипах поведения. | |||
|