Как анализировать совместный рисунок

Скачать

Оцените, как участники следуют инструкции. Дети и взрослые могут по-разному принять инструкцию и по-разному ее удерживать. То, насколько участники способны следовать инструкции, правилам группы, помогает оценить степень произвольности. Обратите внимание, есть ли в группе кто-то, кто принимает на себя роль контролирующего соблюдение правил. Это прямое отражение такой же роли в реальном взаимодействии.

Оцените, как участники определяют очередность рисования. Обычно наиболее инициативный член группы берет на себя роль первого или назначает кого-то быть первым.

 

 

  Пример 1. Отец, который считает, что правила взаимодействия в семье не распространяются на него, может нарушать инструкцию о молчании в ТСР. Чрезмерно контролирующая мать не будет останавливаться на слове «стоп». Она будет пытаться довести свой элемент или общий рисунок до мнимого совершенства. Ребенок без четких границ будет стремиться нарушать очередность рисования.    
  Пример 2. Мать сразу говорит ребенку: «Давай ты первый, потом я, ну, а папа в конце». Это говорит о стремлении к лидерству и управлению остальными. Даже если мать назначит себе роль последнего, это все равно показатель ее стремления контролировать остальных членов семьи.    
 

 

Каждый член группы с сохранным социальным функционированием будет сам выбирать свою очередность. Если кто-то не выбирает, а ждет, пока решат за него, это говорит о социальной пассивности и даже отстраненности, избегании взаимодействия. В семье это может быть показателем низкой вовлеченности во взаимодействие: «Мне плевать, что там у вас». Это проявится и в рисунке.

Посмотрите, как группа решает конфликты, если они возникли: кто будет первым, кому какой цвет достанется и др. Так они ведут себя в спорных ситуациях при в реальном взаимодействии: уступки, компромисс, уговоры, скандалы, обиды. Если группа, а не один человек, сразу выдвигает кого-то быть первым, как правило, это говорит о лидерской роли выбранного и доверии остальных ему. Первыми обычно предлагают быть тем, кого воспринимают как наиболее адекватных и значимых для того, чтобы их продемонстрировать социуму. Неспособность распределить очередность свидетельствует или о недостаточном социальном развитии участников, например в группе детей 3–4 лет, или о попытках группы найти помощника для решения своих проблем во взаимодействии.

Оцените вовлеченность в процесс рисования. Анализируйте взаимную реакцию на выполнение общего задания. Смотрите, каким образом возникал рисунок, развивался и был завершен. Постарайтесь понять, кто из участников какой вклад в это вносил. Оценивайте процесс рисования как будто это процесс обычного взаимодействия. Группа так же решает какую-то жизненную задачу, как взаимодействует, рисуя. Используйте вспомогательные вопросы.

 

 

  Пример 3. Оцените, какой была степень независимости в действиях участников группы. Один участник группы рисовал тщательно, пытался сделать общий рисунок красивым, другой дурачился, третий не мог придумать, что делать, и сфокусировался на одной-двух деталях. Это картина взаимодействия людей в реальности. Первый участник нацелен на сотрудничество, но может быть утомительно контролирующим и взламывающим границы других, не допускающим различий. Это тем более выражено, чем больше он менял рисунки других под свой замысел. Второй участник – групповой провокатор, который пытается вызывать реакцию других и отвергает общие нормы. Третий участник затрудняется взаимодействовать, не позволяет себе быть спонтанным, фиксирован на однотипных социальных ролях и стереотипах поведения.    
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: