Какие задачи можно решить с помощью ТСР

Задача участников при ТСР – выполнить совместный рисунок по правилам в заданном темпе. Пространство листа для рисунка и время рисования ограниченно, каждому участнику ТСР приходится рисовать много, поэтому члены группы вынуждены каким-то образом реагировать на рисунки друг друга: игнорировать, дополнять, менять и т. д.

Оцените общение членов группы в процессе рисования и получившийся рисунок, чтобы получить высокодиагностичную картину взаимодействия участников отношений, выявить паттерны взаимодействия, увидеть распределение ролей, отношение участников к личным границам друг друга, стремление к слиянию или отчуждению.

Инструктируйте участников и проведите занятие

Произносите инструкцию громко и неторопливо. Спросите, есть ли вопросы, и ответьте на них. Если работаете с детьми, повторите, что работать нужно молча. Можете показать: «Закрываете ротики на замок». Убедитесь, что все взяли по фломастеру или мелку. Проследите, чтобы у участников каждой группы были явно различающиеся цвета фломастеров. Например, не надо, чтобы в одной группе были красный и розовый, синий и голубой, иначе вам будет трудно анализировать рисунок.

 

 

  Инструкция. Скажите: «Мы порисуем. Каждый из вас должен выбрать мелок определенного цвета. (Выбирают по одному мелку или фломастеру, у каждого должен быть свой цвет.) Теперь надо определить, в какой последовательности вы будете рисовать: кто начнет первым, кто будет вторым, кто третьим. (Выбирают без вашей помощи.) Когда я скажу “начали”, первый из вас сядет за стол и станет рисовать все, что захочет. Затем я скажу “следующий”, и тот, кто рисовал, немедленно освободит место, а другой займет его. Так по порядку вы должны рисовать до тех пор, пока я не скажу вам остановиться. Обратите внимание: рисовать нужно молча».    
 

 

Смотрите, как кто распределяет цвета маркеров. Следите за очередностью выбора. Постарайтесь заметить, взял ли кто-то на себя руководство, кто подчиняется, кто пассивно ждет, чтобы за него решили. Если работаете с семьями или смешанной детско-взрослой группой, понаблюдайте, насколько взрослые контролируют детей, дают ли им какую-то самостоятельность.

Займите место между столом и сидящими. Не смотрите пристально на рисунок в процессе рисования, сохраняйте нейтралитет, не повышайте голос, не шутите, не подсказывайте. Во время проведения техники никак не комментируйте рисунок и взаимодействие, кроме тех случаев, когда понадобится напомнить хранить молчание. Если кто-то отказался рисовать в процессе ТСР, мягко предложите продолжить, но не настаивайте.

Попросите первых участников пройти к столам. Повторите инструкцию. Начните со слов «Когда я скажу “начали”…». Спросите: «Первые готовы?» Если есть вопросы – ответьте. Когда первые участники скажут, что готовы, попросите их занять место у столов и произнесите: «Начали!». Включите секундомер. Через 30 секунд произнесите: «Стоп!». Следите, остановились ли рисовавшие. Если кто-то продолжает рисовать, подойдите ближе и еще раз скажите «стоп». Попросите первых участников вернуться на места и произнесите: «Сейчас приглашу рисовать вторых. Готовы?».

Попросите вторых участников пройти к столам. Произнесите: «Начали!». Включите секундомер. Через
30 секунд произнесите: «Стоп!». Дальше действуйте так, пока все участники группы не порисуют по
30 секунд. Произнесите: «Теперь я снова приглашу рисовать первых участников. Первые готовы? Прошу первых пройти к столам. Начали!». Включите секундомер и через 25 секунд скажите «стоп». Действуйте аналогичным образом, пока все участники не порисуют по 25 секунд.

Снова пригласите первых пройти к столу. На этот раз рисовать все будут по 20 секунд. По этой схеме действуйте, чтобы все порисовали по 20 секунд, затем по 15, по 10, по 5 и по 3 секунды. Когда последние из участников групп порисуют по 3 секунды, процедура рисования окончена. Произнесите: «Рисунок окончен! Благодарю вас за работу. Прошу вас собраться вокруг ваших рисунков». Выразите одобрение («вы прекрасно работали», «мне интересно смотреть на этот рисунок» и т. п.).

Попросите участников поделиться впечатлениями. Спросите: «Ну как вам?», «Было сложно?», «Как вы рисовали?» Выслушайте ответы. Пока слушаете, не интерпретируйте. Расскажите участникам, что вы заметили в процессе рисования и что видите в рисунке. Если работаете с детьми, говорите кратко и простым языком. Действуйте по правилу «гамбургера». Вначале говорите о достоинствах и сильных сторонах, которые вы заметили, в середине о проблемах и сложностях, в конце снова о хорошем и о ресурсах, которые вы заметили.



К СВЕДЕНИЮ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: