Участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое его характеризует.
III. Упражнение «Приветствие невербальное»
Участники стоят по кругу. Задача — поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Если кто-то кого-то пропустил, предложите им поздороваться. Упражнение развивает межличностные отношения в группе.
После завершения упражнения предложите педагогам сесть в круг и задайте один из вопросов:
- Как настроение?
- Как вы себя чувствуете?
- Можем ли мы приступить к работе?
Вы также можете предложить участникам группы самим оценить свое состояние, готовность к работе по 10-балльной шкале, где 10 баллов — «я полностью включен в ситуацию “здесь и теперь”, готов к работе», 1 балл — «я совершенно не готов к работе».
IV. Экспресс-диагностика эмоционального состояния
Предложите участникам тест-опросник «Ох уж эти нервы» (автор — Л. Москвина).
Тест-опросник «Ох уж эти нервы»
Инструкция. Отметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».
|
|
Меня раздражает:
1) смятая страница газеты или журнала, которые я люблю читать
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
2) одетая с претензией на молодость женщина в годах
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
3) курящая на улице женщина
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
4) чрезмерное приближение ко мне собеседника, даже если оно произошло поневоле — в толпе, в автобусной давке
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
5) слишком сильный запах духов
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
6) громкий разговор в общественном транспорте
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
7) активно жестикулирующий при разговоре собеседник
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
8) частое употребление коллегами иностранных слов
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
9) когда кто-нибудь грызет ногти
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
10) когда кто-нибудь пытается поучать меня
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
11) когда кто-то кашляет в мою сторону
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
12) когда слышу чей-то смех невпопад
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
13) когда близкие друзья все время опаздывают
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
14) когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
15) когда дарят ненужные вещи
¨ очень
|
|
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
16) когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть
¨ очень
¨ не особенно
¨ ни в коем случае
Скачать тест в pdf
Обработка ответов: За каждый ответ «очень» запишите себе 3 очка, за ответ «не особенно» — 1 очко, за ответ «ни в коем случае» — поставьте прочерк.
Интерпретация результатов:
- более 33 баллов — вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие;
- от 13 до 32 баллов — вы относитесь к распространенной группе людей. Раздражаясь от очень неприятных вещей, вы делаете драму из обыденных житейских невзгод. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать их;
- 12 и менее баллов — ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил проявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.
V. Комплекс игр и упражнений на психоэмоциональную разгрузку
Упражнение «Солнышко»
Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача — написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.
Звуковое упражнение «Гласные звуки»
Слово педагога-психолога: Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на двух-трех нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.
Предложите педагогам пропеть гласные звуки. При этом для усиления положительного воздействия попросите их класть руку на ту область тела, на которую данный звук воздействует в большей степени.
А — снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И — влияет на уши, глаза, нос, тонкий кишечник;
О — стимулирует деятельность желудка и поджелудочной железы;
У — улучшает дыхание, стимулирует работу матки и яичников (у женщин) и предстательной железы (у мужчин);
Э — улучшает работу головного мозга.
Рисунок «Хорошее настроение», аппликация «Подарок себе»
Участники делятся на команды. Каждой команде дайте задание — нарисовать рисунок или сделать аппликацию. После завершения работы каждая команда представляет результат творчества.
Упражнение «Зоопарк»
Участники садятся по кругу.
Инструкция педагога-психолога: Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, кто какое животное назовет… Теперь запомним ритм, с которым мы будем выполнять упражнение — два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям. Ритм буду задавать я. Тот, кого я назову, должен хлопнуть два раза в ладоши и назвать выбранное им животное, затем хлопнуть два раза по коленям и назвать животное того участника, которому он передает ход. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будьте очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание: вместо того чтобы назвать свое животное, он, хлопая в ладоши, должен будет издать характерный для данного животного звук. Остальные участники с этого момента, обращаясь к нему, воспроизводят этот звук.
|
|
В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.