Упражнение «Покачивание»

Разбейте участников на пары. Первый участник обхватывает второго сзади за плечи, второй максимально расслабляется, закрывает глаза. Первый покачивает его под спокойную музыку. Затем участники меняются ролями.

VI. Игры и упражнения по системе психической саморегуляции состояний

Упражнение «Снятие мышечного напряжения»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте на стул в удобной позе, так чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом — оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите несколько раз.

Упражнение поможет снять волнение и возбуждение.

Упражнение «Дыхание на счет 7–11»

Инструкция педагога-психолога: Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте до семи при вдохе и до одиннадцати — при выдохе.

Аутотренинг «Волшебный сон» (автор Н. Яковлева)

Для выполнения упражнения используйте фоном медленную (для первой части) и веселую мелодии.

Участники сидят с закрытыми глазами и следуют тексту.

1) Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются… (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело… (2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но не сколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются… (2 раза)
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя… (2 раза)
(Долгая пауза, пока не закончит играть медленная музыка. Далее включите добрую веселую мелодию.)

2) Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

Упражнение поможет снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.


































Упражнение «Дождь»

Предложите участникам встать в круг и повторить за вами движения:

  • поводить по часовой стрелке пальчиками по ладошке;
  • потереть ладони друг о дружку;
  • пощелкать пальцами;
  • легко постучать себя по груди;
  • похлопать в ладоши, по бедрам, по полу.

Далее все движения повторить в обратном порядке.

VII. Обратная связь (рефлексия)

Попросите участников закончить предложения:

  • Мое состояние…
  • Мои ожидания…
  • Я хочу сказать всем…

Вы также можете попросить участников поделиться чувствами и мыслями, впечатлениями от встречи, рассказать, что особенно понравилось.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая коммуникация

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Марина Жагарина
педагог-психолог детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово, Иркутская область




Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут «разговорить» педагогов и выяснить их актуальные потребности и трудности.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Некоторые колоды содержат слова или изображения и отдельно карты со словами к ним.

Метафорические ассоциативные карты широко применяются в консультировании, коррекционной, профилактической, профориентационной работе, в арт-терапии с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной форме. Вы можете использовать их еще и как дополнительный метод при психологической диагностике, сочетая с любыми тестами в зависимости от проблемы.

Цели тренинга:

  • способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
  • создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
  • снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Количество человек: 8–10.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» Г. Кац,
Е. Мухаматулиной (включает 80 карт с изображениями и 32 карты со словами); набор позитивных карт-картинок (можно составить из разных колод); листы А4, цветные карандаши, краски; набор камешков марблс.

Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Комментарий. Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.

В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — распространенный сюжет. Саги рассказывают, что северный бог Один с целью постичь руны принес себя самого в жертву, девять суток провисев на стволе Мирового древа — ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты — описание обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.

Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.

Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.

Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я делюсь с вами…»

Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я делюсь с вами… (хорошим настроением, радостью, оптимизмом и т. п.)».

Игра «Самый особенный»

Каждый педагог рассказывает, чем он отличается от других. Например, первый участник говорит: «Я мечтаю принять участие в экспедиции на Марс». Если из присутствующих никто не скажет «Я тоже», дайте этому участнику камешек марблс, он продолжает игру — называет следующую свою особенность. Если в группе есть педагог, у которого такая же мечта, ход переходит к нему. В конце игры подсчитайте количество баллов (камешков марблс).

Примечание. Игра поможет снять барьеры, скованность, повысить самооценку, уверенность педагогов в себе, создать позитивную атмосферу.

Слово педагога-психолога: С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья… («У лукоморья дуб зеленый…», «Но нельзя рябине к дубу перебраться…», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» и т. п.).

Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Большинство стойко переживают жару, дожди и снегопады, однако отдельные виды нуждаются в особом уходе: их надо поливать, утеплять… А есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне, стоят в саванах в гордом одиночестве. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека.

Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».

Упражнение «Я — такое дерево»

Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор. Ответьте на вопрос: «А каким деревом вы хотели бы быть?»

Упражнение «Я — такое дерево»

Упражнение «Я садовником родился»

Цель: проанализировать свой профессиональный путь.

Инструкция педагогам: Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:

  • карта 1 — «Каким воспитателем я была в начале профессионального пути»;
  • карта 2 — «Какой воспитатель я сейчас»;
  • карта 3 — «Каким воспитателем я хочу быть».

Покажите свои карты группе, прокомментируйте свой выбор.

Коллективная работа «Портрет идеального воспитателя»

Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими личностными и профессиональными качествами обладает компетентный (идеальный) воспитатель?
  • Что мешает вам стать таким идеальным воспитателем?
  • Вспомните сложный случай из вашей педагогической деятельности — конкретного ребенка, в работе с которым вы испытывали трудности. Каким деревом вы видите его?

Упражнение «Пять хороших качеств трудного ребенка»

Педагоги называют пять хороших качеств/достоинств ребенка, о котором они вспомнили.

Педагог-психолог: Зачастую мы концентрируем свое внимание на отрицательных проявлениях и поведенческих трудностях и не замечаем положительное в трудных детях.

Вопросы для самоанализа:

  • Как я влияю на рост и формирование этого ребенка и других детей?
  • Как сказывается на их развитии та или иная моя черта?
  • Что я должна делать в роли умного и любящего садовника? Как я укрепляю, посредством чего взращиваю растения в своем саду?

Слово педагога-психолога: Ресурсы для изменений, личностного и профессионального роста — в нас самих! Найдите ресурс в своей карте «Каким воспитателем я хочу быть» (карта № 3 из упражнения «Я садовником родился»), озвучьте. Например, «Я выбрала карту с изображением красивого сильного дерева с хорошо развитой корневой системой и развесистой кроной. Хочу так же крепко стоять на ногах в своей профессии и так же, как мое ветвистое цветущее дерево, дарить радость и приносить пользу детям, родителям, коллегам. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться не бояться неудач, быть уверенной в себе и т. д.)».

Техника «Расширение рисунка»

Инструкция педагогам: Положите каждый свою карту № 3 в центре чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. (Включите звуки леса.)

Примечание. Техника помогает педагогам ослабить тревогу, защиту, дает чувство контроля над ситуацией, как следствие — осознание себя в профессии растет.

Упражнение «Подарок/пожелание соседу»

Каждый педагог вслепую вытягивает из колоды позитивных карт-картинок одну карту. Исходя из картинки делает подарок (говорит комплимент, пожелание) любому участнику тренинга.

Рефлексия

Педагоги продолжают предложения:

  • Главная мысль нашей встречи — …
  • Настроение нашей встречи — …
  • Слово нашей встречи — …
  • Итог нашей встречи — …

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая коммуникация

Какие применять методы, чтобы психологически подготовить детей к сдаче норм ГТО

Ирина Базулина
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 12 «Солнышко» города Сергач, Нижегородская область





В детских садах возродилась традиция советского времени сдавать нормы ГТО. Цель — сделать работу по физическому воспитанию детей систематической и результативной. Сдача норм ГТО для детей, как и любое соревнование, — большое испытание. Один из факторов успеха — психологическая готовность ребенка. Как помочь дошкольникам справиться с эмоциями и получить первые значки ГТО — узнайте из статьи.

С какого возраста и в какой период дошкольники могут сдавать нормы ГТО

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее — Комплекс ГТО) был введен 1 сентября 2014 года Указом Президента РФ1.

Структура Комплекса ГТО состоит из 11 ступеней, первая из которых охватывает 1-2-е классы (6–8 лет)2.

Таким образом, на уровне дошкольного образования реализуется I ступень, а возраст 6 лет определен как начальный для подготовки к сдаче нормативов.

Согласно утвержденному плану внедрение Комплекса ГТО должно проходить поэтапно на федеральном, региональном и местном уровнях3.

Первый — организационно-экспериментальный этап (июнь 2014 года — декабрь 2015 года) предусматривал внедрение Комплекса ГТО среди обучающихся образовательных организаций
в 12 субъектах4.

Этап повсеместного внедрения Комплекса ГТО для всех категорий населения России начался
в марте 2017 года.

Каковы цель и задачи психологической подготовки воспитанников к сдаче норм ГТО

Цель психологической подготовки воспитанников — помочь собраться, сконцентрироваться, чтобы использовать физические и технические навыки, противостоять сбивающим факторам перед стартом и во время испытания.

Основные задачи:

  • выбрать правильную мотивацию и установить цель;
  • развить волевые качества, самоконтроль;
  • предупредить внутренний дискомфорт, психоэмоциональное и физическое напряжение;
  • повысить уверенность в своих силах, самооценку.

Фрустрация в потребности достичь успеха — неблагоприятный психический фон, который не позволяет ребенку развивать свои потребности в успехе и в достижении высоких результатов

Эмоциональное и психическое состояние ребенка на этапе сдачи норм ГТО — внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям, т. е. результат его индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности.

Результат в соревнованиях во многом зависит от того, какие эмоции охватывают ребенка во время преодоления испытания. Важно, чтобы он научился контролировать свои эмоции, не давал волю негативному настрою и страхам неудач.

У старших дошкольников с высоким уровнем тревожности преобладают общая тревожность, эмоциональный стресс в процессе соревнований, фрустрация в потребности достижения.

Рассмортрим подробнее методы, которые помогут психологически подготовить детей к сдаче норм ГТО.

Сказкотерапевтические методы

Элементы сказкотерапии мотивируют дошкольников к занятиям спортом, развивают волю, формируют инициативность, целеустремленность.

Длительная работа со сказками формирует у ребенка «механизм самопомощи».

Используйте терапевтические сказки, чтобы:

  • мотивировать детей: «Сказка о том, как медвежонок стал сильным» по мотивам стихотворения
    С. Еремеева «Медвежонок Федя»;
  • развить эмоционально-волевую сферу, уверенность в своих силах:
  • «Сказка о двух братьях и сильной воле»5;
  • «Верь в себя»5;
  • «Сказка о Вороненке»5.

Мультфильмы — разновидность сказкотерапии. Предлагаем картотеку мультфильмов детского сада № 12 «Солнышко» города Сергач о спорте:

Советские мультфильмы:

  • «Хомяк и суслик»;
  • «Кто первый!»;
  • «Утенок, который не умел играть в футбол»;
  • «Как утенок-музыкант стал футболистом»;
  • «Топчумба»;
  • «Спорт-спорт-спорт. (Упрямый ослик)»;
  • «Дедушка и внучек»;
  • «Тихая поляна»;
  • «Необыкновенный матч»;
  • «Приходи на каток»;
  • «Кто получит приз»;
  • «Чемпион»;
  • «Спортландия».

Современные мультфильмы:

  • «Лунтик» серия «Зарядка»;
  • «Лунтик» 4-й сезон, серия «Пирамида»;
  • «Смешарики. Спорт круглый год»;
  • «Смешарики. Азбука здоровья»;
  • «Победитель»;
  • «Лентяево».

Психомышечная тренировка

Чтобы снять психоэмоциональное и физическое напряжение, используйте метод прогрессивной мышечной релаксации по Э. Джекобсону. Э. Джекобсон обнаружил тесную взаимосвязь между эмоциями и мышечным тонусом. Метод предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление снимает эмоциональное напряжение.

Все упражнения на напряжение выполняют на вдохе, а все упражнения на расслабление — на выдохе. Перед тем как выполнить упражнение, надо принять удобную позу: сидя или лежа. Каждое упражнение выполнять дважды.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: