Вопросы к зачету
Сравнительная педагогика
1. Объект и предмет исследования сравнительной педагогики. Сущность понятия.
2. Этапы развития СРп.
3. Функции Срп.
4. Методы исследования Срп.
5. Методология сравнительной педагогики.
6. Проблема демократизации современной школы. Эгалитаризм и антиэгалитаризм в современном мире. Основные черты демократической школы.
7. Инклюзивное образование в современном мире.
8. Совершенствование программ и содержания образования в современных школах.
9. Болонский процесс и его требования. Беларусь в Болонском процессе.
10. Дистанционное обучение в современном мире.
11. Система образования Великобритании.
12. Система образования в Германии.
13. Система образования во Франции.
14. Система образования России.
15. Система образования Республики Беларусь.
16. Система образования США.
17. Система образования Японии.
18. Сравнительный анализ систем школьного образования в Европе, Америке и Азии (на примере Японии). ПО ТАБЛИЦЕ.
19. Социологизаторская и биопсихологическая парадигмы воспитания в крупнейших странах мира.
|
|
20. Приоритеты воспитания в европейских странах.
21. Приоритеты воспитания в России и Беларуси.
22. Приоритеты воспитания в США и в Японии.
23. Сотрудничество школы и семьи в Европе.
24. Сотрудничество школы и семьи в РБ и РФ.
25. Сотрудничество школы и семьи в США и Японии.
26. Детское самоуправление в странах мира (3-4 примера).
27. Положение и функции школьного учителя в странах мира. Требования к личности учителя.
28. Подготовка педагогических кадров в европейских странах.
29. Подготовка педагогических кадров в РФ и РБ.
30. Подготовка педагогических кадров в США и Японии.
Тема 1. Сравнительная педагогика как учебный предмет
Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук
Сравнительная педагогика — область педагогической науки, которая изучает в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики, выявляет способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта.
Термин «сравнительная педагогика» впервые ввел в научный оборот французский ученый Марк Антуан Жюльен в брошюре «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике» (1817), где был дан анализ школьно-педагогического опыта Франции и Швейцарии. Под данным термином М.А. Жюльен понимал:
- практическую деятельность учреждений, занимающихся сравнительным изучением способов обучения и воспитания;
|
|
- педагогическую теорию — результат сравнительного исследования педагогической практики в разных странах.
Помимо термина «сравнительная педагогика» в настоящее время применяются и другие. В англоязычных странах (США, Великобритания, Австралия, Канада и др.) закрепился термин «сравнительное образование», в Германии получил распространение термин «наука о сравнении образовательных систем». В качестве синонимичного понятия в научной литературе встречается термин «компаративистика» (от лат. comparare — сравнивать). В отечественной педагогике предпочтение отдается термину «сравнительная педагогика», поскольку он наиболее адекватно отражает суть этой науки. В этом плане представляется доказательной аргументация французского компаративиста А. Векслиара, который отметил, что «хотя сравниваются образовательные системы, но метод сравнения всегда носит характер научного анализа, в данном случае педагогического, именно поэтому термин "сравнительная педагогика" наиболее приемлем».
Объект исследования: это образование и воспитание как процессы современного мира.
Образование обладает рядом характеристик:
а) это открытая система: она взаимодействует с экономикой и политикой своей страны, зависит от уровня экономического развития (строительство новых школ, их оснащение всем необходимым). Степень открытости определяется позицией правительства в области всеобщности и бесплатности образования (в РБ обязательное бесплатное базовое образование с 6 до 15 лет для граждан и детей без гражданства, проживающих в стране);
б) имеет преднамеренный характер: было специально создано человек в ответ на запросы производства (18-1треть 19вв.: ведение обязательного 4-х летнего образования в крупных странах Европы в связи в развитием машинного производства);
в) имеет определенный уровень формализации: расписание занятий, главные документы (госстандарт, учебный план, программы, учебники), деловой характер отношений по оси «учитель – ученик»;
г) имеет собственную систему и обладает динамикой, т.е. постоянно развивается, дополняется.
Воспитание как составная часть единого учебно-воспитательного процесса, регламентируется специальными документами («Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ») и принципами (общие принципы воспитания в педагогике).
Предмет исследования: сравнение систем образования в странах современного мира, выделение сходных и отличительных черт, обобщение полученных данных для дальнейшего прогнозирования развития образования в обществе.
Этапы развития сравнительной педагогики
В Энциклопедии по сравнительной педагогике и национальным системам образования (1988) приводится следующая периодизация развития сравнительной педагогики, предложенная американскими компаративистами Г. Ноа и М. Экстейном.
♦ Первый этап развития сравнительной педагогики носит название «донаучный», или «период путевых заметок». Он характеризуется тем, что, вернувшись из странствий, в устной или письменной форме путешественники рассказывали своим соотечественникам о культуре, традициях и обычаях других народов, их системе воспитания юношества.
♦ Второй этап (начало XIX – начало XX вв.) связан с именем М.А. Жюльена, который первым среди европейцев указал на важность сбора информации о системах образования других стран, ввел в научный оборот термин «сравнительная педагогика», обосновал ее задачи, методы. Предложил такие направления развития: открыть специальное учебное заведение для подготовки специалистов по Срп.; издавать специальный журнал на нескольких языках и в нем показывать лучшие достижения образования в мире; создать специальную комиссию для сбора и обобщения материалов по школам стран мира).
|
|
В этот период получает распространение практика изучения образовательных систем в Европе. Многие общественные деятели, педагоги изучали и описывали зарубежный опыт образования (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой (Россия), М. Арнольд (Англия) и др.). В Европе появляются исследовательские учреждения («музеи», «институты», «выставки»), которые собирали, обрабатывали и публиковали материалы зарубежного педагогического опыта.
В 1898/99 учебном году в США, в педагогическом колледже Колумбийского университета, впервые читается курс лекций под названием «Сравнительная педагогика».
♦ Третий этап (начало XX в. – 60-е гг. ХХ в.) характеризуется появлением международных организаций, занимающихся сравнительно-педагогическими исследованиями. Роль координирующего центра играет Международное бюро просвещения в Женеве. Активно работают: Отдел зарубежной педагогики и школы в Берлине, Институт педагогики в Гамбурге, Международный институт в Нью-Йорке.
Издаются специализированные периодические издания «Международный ежегодник воспитания и образования», «Ежегодник просвещения» (США), «Международный педагогический журнал» (Германия, на 3-х языках (немецком, английском и французском)), «Журнал для воспитания и педагогический сборник» (Россия). Хотя исследования носят преимущественно описательный характер, круг ученых, занимающихся вопросами сравнительной педагогики, неуклонно растет; расширяются диапазон изучаемых проблем и перечень стран.
Идет интенсивная разработка методологических основ сравнительной педагогики, осмысление предмета, целей и задач этой науки, ее проблемного поля. В 1918 г. в США публикуется первая книга по этой теме «Сравнительная педагогика» П. Сандифорда, в 1933 г. выходит еще одно крупное издание «Исследования в области сравнительной педагогики» Л. Кэндела. Спустя пятнадцать лет, в 1949 г., в Англии Н. Хэнс издает книгу «Сравнительная педагогика». Все три вышеназванных труда сегодня по праву считаются классическими. На столетие вперед в них определены предмет сравнительной педагогики, ее задачи как науки, проблемное поле сравнительно-педагогических исследований и методика их проведения.
|
|
♦ Четвертый этап (60-е гг. XX – начало XXI в.) отмечен усилением связей сравнительной педагогики с другими социальными науками (философией, историей, социологией), широким использованием их методов в сравнительно-педагогических исследованиях. Издаются фундаментальные труды по Срп. Б. Холмса (Великобритания) – «Сравнительная педагогика – некоторые вопросы метода», «Методология сравнительной педагогики», «Тенденции сравнительной педагогики»; Б.Л.Вульфсона (РФ) – «Становление сравнительной педагогики как науки», «Сравнительная педагогика», «Методы сравнительно-педагогических исследований»; учебники по Срп. А.Н. Джуринского, его же монографии «Развитие образования в современном мире», «Зарубежная школа – история и современность», «Чему и как учат школьников в Японии». В РБ выходят труды: В.А. Капрановой «Сравнительная педагогика школы и образования за рубежом», учебник по Срп.; В.И. Андреева – о школах Европы, высшем образовании Европы и Америки; З.А. Мальковой – об американской средней и высшей школах.
В мире создаются национальные и интернациональные организации, исследовательские центры, занимающиеся проблемами сравнительной педагогики:
Европейское общество сравнительной педагогики (Лондон); Общество сравнительной педагогики (США); Институт международных педагогических исследований (Франкфурт-на-Майне, ФРГ); Институт сравнительной педагогики (Зальцбург, Австрия); Ассоциация сравнительной педагогики франкоговорящих стран» (Париж); Институты сравнительной педагогики при университетах Кюсю, Токио и Хиросимы в Японии; В РФ при АПН в Москве был создан отдел современной педагогики и школы за рубежом (ныне Совет по Срп.).
В ряде университетов мира функционируют кафедры сравнительной педагогики, курс лекций по этой дисциплине читается студентам в качестве обязательного на педагогических потоках.
Во многих странах Запада издаются специализированные журналы по проблемам образования и воспитания в мире — «Компаративное образование», «Обзор компаративного образования», «Международный обзор образования» и др.
Развитие сравнительной педагогики в XX в. определяется рядом концепций и идей. До XX в. специалисты видели смысл сравнительно педагогических исследований в изучении зарубежной практики образования и внедрении ее отдельных элементов в национальную систему образования для усиления ее эффективности. При этом многие ученые считали, что механический перенос лучших образцов образовательной практики из одной страны в другую либо малоэффективен, либо невозможен из-за разных социально-экономических и культурных условий. В начале XX в. получает развитие другая концепция, согласно которой, изучая образовательную систему другой страны, мы лучше понимаем ее политический и экономический строй, менталитет народа, его традиции, общую модель развития. Данная концепция, выдвинутая Кэнделом (1933) и Хэнсом (1949), сегодня лежит в основе многих исследований по компаративистике. В XX в. на развитие сравнительной педагогики оказали влияние теории и концепции социальных наук (философии, истории, социологии, психологии и др.). Всеобщее признание получила точка зрения, рассматривающая развитие образования как вклад нации в социальное, экономическое и политическое будущее.