Совершенствование программ обучения

1. Наряду с традиционнымми программами по отдельным дисциплинам  все большее распространение в мировой школе получают так называемые интегративные программы. Клас­сический пример интегративного курса — программа естест­вознания в начальной школе, куда включены элементы фи­зики, химиии, биологии, иногда — астрономии, геологии, минералогии, физиологии, экологии. Продолжительность обу­чения по такой программе колеблется от двух до шести лет.

Задача интегративной программы — знакомить с основны­ми явлениями, фактами соответствующих наук, давать на­выки классификации и измерения изучаемых явлений, раз­вивать научную интуицию. Их создатели стремятся привес­ти образование в соответствие с уровнем современных знаний. Составители интегративных программ стремятся объеди­нять изучаемый материал вокруг стержневых идей, чтобы преодолеть фрагментарность образования, содействовать раз­витию творческого мышления учащихся.

В США было предложено несколько десятков проектов интеграции обучения. Один из них — по естествознанию и математике — предназначался для начальной школы и пре­дусматривал овладение определенной суммой знаний, а также навыками расчета и конструирования развязок на дорогах и систем охранной сигнализации. Другой проект — также по естествознанию и математике — для средней школы ориен­тировал учащихся на приобретение знаний по соответствую­щим дисциплинам одновременно со сведениями о проекти­ровании гидротехнических сооружений.

Во Франции с 1985 года в программе начальной школы заложен интегративный курс «естествознание и технология», включающий элементы знаний по физике, химии, биологии, геологии и астрономии. Технологической подготовкой преду­смотрено усвоение базовых понятий о современном произ­водстве, общих принципов простых технических механизмов и процессов. В соответствии с программой учащихся следует учить пользоваться бытовой техникой (фото-, аудио-, видео­аппаратура и т. д.).

Интегративные программы заняли прочное место в школе. Например, программы такого типа занимают в школах Ве­ликобритании до 15 %, Франции — до 10 % учебного вре­мени.

2. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

 

· обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

· служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, «История искусств»);

· обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку «Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров»);

· служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

· обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

· служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

· способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы «Психологические основы семейных отношений», «Основы ораторского искусства», «Психологические основы общения», «Познай себя»);

· способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, электив «Деловой английский язык»).

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

· у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор);

· наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год;

· содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно:

· знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),

· включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения.
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. Facultatif — от лат. Facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в образовательной организации по выбору обучающегося.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: