Функции сравнительной педагогики

В современных условиях сравнительная педагогика призвана выполнять ряд функций (см.таблицу 1.1).

Таблица 1.1 Взгляды компаративистов на функции сравнительной педагогики

Автор

Функции сравнительной педагогики

Б. Холмс (Великобритания)

 Объяснительная  Прогностическая  Анализа изначальных условий и национальных особен­ностей той или иной страны  Определения и планирования образовательной политики  Критическая  Переноса

В. Хернер (ФРГ)

Идеографическая (поиск особенного)  Мелиористская (поиск лучших моделей) Эволюционная (поиск тенденций развития) Экспериментальная (поиск универсального)
Б.Л. Вульфсон (Россия)

 Анализ тенденций развития теории и практики образова­ния в мире

 Соотношение общих тенденций и национальной специ­фики

 Изучение позитивных и негативных аспектов междуна­родного опыта

 Определение границ «переноса» зарубежного опыта на национальную почву

     

 

♦     Информационно-аналитическая функция подразумевает сбор, обработку, систематизацию и анализ информации о развитии образовательной практики за рубежом.

♦     Аккумулирующая функция предполагает дальнейшую работу с первоисточниками, углубленный анализ собранных материалов. На первый план выходит изучение позитивных и негативных аспектов зарубежного опыта, вычленение общих, региональных и локальных тенденций развития образовательных систем и их звеньев.

♦     Коррекционная функция дает возможность на основе сопоставления закономерностей и тенденций развития национальной системы образования с зарубежными аналогами направлять и корректировать ее развитие с помощью рекомендаций, разрабатываемых для органов управления системы образования.

♦     Координирующая функция подразумевает установление контактов и связей между специалистами и учреждениями образования, обмен опытом, выработку общих подходов, что облегчает интеграцию национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

♦     Прогностическая функция позволяет планировать развитие национальной системы образования с учетом мировых тенденций и национальных особенностей.

♦     Избирательно-адаптивная функция предполагает освоение позитивных наработок, форм и методов их переноса в национальную систему образования, границ возможного использования.

Очевидно, что функции сравнительной педагогики представлены неравномерно. Четко прослеживаются информационно-аналитическая и аккумулирующая функции, частично — координирующая. Другие функции находятся в зачаточном состоянии, что обусловлено степенью зрелости сравнительной педагогики в конкретной стране.

4. Методология сравнительной педагогики.

Методология сравнительной педагогики в широком смысле слова основывается на учении диалектического и исторического материализма. В узком смысле – на осуществлении различных практико-ориентированных подходов.

Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.

Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимым для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.

Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиции как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.

Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.

Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества.

Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.

Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: