Подчиненный характер законов формальной логики

 

«Законы мышления» формальной логики показывают, какой не должна быть логическая связь, когда она невозможна, а не то, какой она должна быть и как она положительно возможна или осуществлена. Для существования логической связи необходимо ненарушение тождества, недопущение противоречия, упразднения самого себя, исключение третьего для противоречия и т.п. Поэтому, как было сказано, для «законов мышления», как отрицательных положений, требуется объясняющее основание; они не первичного характера и должны подчиняться положительному, основному, более существенному и более внутреннему. Постольку они более внешни и поверхностны по сравнению с теми положительными и необходимыми и достаточными для логической связи условиями, которым они подчиняются и должны подчиняться.

Как было сказано, еще Фихте указал на то, что закон тождества — «А есть А» подчиняется «Я есмь» как самополаганию. «А есть А» то же самое, что и «если есть А, то есть А», где нет указания, что же такое А; это только форма, как условное полагание, подчиняющееся самополаганию, которое является не только формой, или только содержанием, а содержательной формой. Для Гегеля закон тождества есть закон рассудка, который необходим, но недостаточен для логической связи; тождество переходит в свое противоречие, в отрицание (отрицательная диалектика) согласно своей природе, но составляет момент спекулятивного (положительной диалектики). Для Когена первым или основным законом является не закон тождества, а суждение первоначала (Ursprung)[76] и т.п. Одним словом, закон тождества должен подчиняться другому закону.

Тождество есть момент единства, невозможность противоречия есть момент противоречия, а положение исключенного третьего само содержит и опирается на третье. Как это было отмечено выше, — не закон единства противоположностей подчиняется законам невозможности противоречия и исключенного третьего, а наоборот, они подчиняются ему. Эти законы обосновывает закон единства противоречия как свои собственные стороны — моменты.

Можно больше сказать о «законах мышления» в математической логике. Закон тождества — А→А тоже самое, что и ĀvA, т.е. он равняется закону исключенного третьего — AvĀ. И закон невозможности противоречия А·Ā имеет тот же смысл, что и закон исключенного третьего; но разделительность этого закона в основном неисключающая, поэтому она непригодна для необходимости умозаключения (если умозаключение не сведено к исчислению). «Законы мышления» в математической логике не являются законами логического отношения основания-следствия[77], они — законы определенного функционального отношения — законы функции истинности, тогда как логическая связь есть связь основания-следствия.

Таким образом, «законы мышления» формальной логики (три закона Аристотеля) имеют подчиненный характер. Поэтому, формальная логика представляет собой низшую, подчиненную, а диалектическая — «высшую логику».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: