Основные и неосновные законы логического

 

В характеристике логических законов, которую мы дали выше, почти полностью дан ответ на вопрос об основных и неосновных законах логического. В этом параграфе наша цель — выдвинуть вперед отношение между этими законами.

Как выяснилось, существуют основные и неосновные законы логического. Основной закон может быть только один. Признание более одного основного закона противоречит понятию основного. Невозможно существование трех или четырех (более одного) основных законов, как это признается в формальной логике, в которой логический характер взаимоотношения законов окончательно не установлен (если мы основными назовем несколько законов, тогда один будет наиосновным. Это обстоятельство зависит от соглашения. А логическая точность требует признания одного основного закона).

Не один из «законов мышления», так же как и все вместе, не является основным законом мысли, поскольку они представляют собой только отрицательные условия для логического мышления и хотя необходимы для него, но недостаточны.

Основным является закон, определяющий сущность предмета и его развитие. Таков и основной закон логического. Таким, как было сказано, является закон единства противоречия. Неосновной закон определяет одну необходимую сторону логического (или предмета). Следовательно, взаимоотношение основных и неосновных законов носит характер подчинения-субординации, иначе, это есть взаимоотношение содержательного общего и содержательных частных, или взаимоотношение единства и его моментов, или же: взаимоотношение общего и специфичного, где специфичное понимается как содержательное частное.

Как было сказано, основной закон мысли (как и другие логические законы) обосновывает связь мысли с действительностью, ее объективность. Если бы мысль не имела с действительностью ничего общего, то была бы невозможной и объективность мысли, постольку и логика осталась бы без предмета. Логика невозможна и тогда, когда мысль не имеет специфичности: она, в таком случае, совпала бы с онтологией; а специфичность с необходимостью требует того, специфичностью чего она является.

Поскольку неосновные законы представляют собой односторонности основного закона, постольку они имеют смысл в отношении друг к другу и к основному закону. Это значит, что взаимоотношение основного и неосновных законов есть взаимоотношение абсолютного и относительного. Единство противоречия абсолютно, поскольку: 1) отрицание противоречия утверждает его же; противоречие, как мы знаем, есть категория логического; 2) отрицание единства есть определенное единство; 3)невозможность противоречащего единству противоречия полагает его же. Смысл неосновных законов опирается на смысл (друг друга) и основного закона, который оправдан существованием его же моментов.

Это означает и то, что такая взаимоподдержка имеет логический ха­рактер, т.е. она является определенным отношением основания-следствия. Следовательно, отношение основного и неосновных логических законов может быть представлено как логическое отношение основания-следствия: поэтому оно оправдывает всякое логическое отношение основания-следствия, как это будет показано в последующем.

Итак, 1) Основной закон логического есть закон единства противоречия, поскольку он является абсолютным и имеет природу логической бесконечности; это закон самополагания внутренним отрицанием и имеет природу рефлексивности категорий логического; то, что самоотрицанием (внутренним отрицанием полагает себя, не может подчиняться другому, тогда как это последнее подчиняется ему с необходимостью. 2) «Основные законы» логического зиждутся на другом, полагаются другим; поэтому они представляют собой односторонности-моменты основного закона логического и постольку имеют подчиненный ха­рактер. 3)Взаимоотношение основного и неосновных законов логической мысли есть взаимоотношение конечного и бесконечного, поскольку самополагание внутренним отрицанием есть логическое бесконечное, а его односторонности имеют природу конечного. 4) Наиобщий закон бытия и мысли не может не быть первым для логического, поскольку, ясно, что он действует в логическом как закон, определяющий логические формы и их объективность.

Все законы логического действуют в логических формах, в которых они реализуются, но так, что они не являются их логическими посылками; в противном случае мы получили бы логическую нелепость: для связи посылок со следствием нужна была бы другая посылка и т.д. до бесконечности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: