Основной закон логической мысли

 

Общность закона есть общность природы соответствующего предмета; она есть общность глубины сущности предмета; закон есть категория сущности. Существуют разные глубины сущности и поэтому — и общности разной глубины. Есть сущности первого рода, второго рода и т.д.[78], которым соответствуют различные общности, определяемые ими. Здесь, вследствие разности глубины, имеется подчинение, субординация. Содержательные общности, выражающие разные глубины сущности, определяют возможность множества законов. Вместе с тем, согласно понятию закона, должен существовать один основной (или наиосновной) закон, подчиняющий себе их множество.

Как это вытекает из природы рассмотренной выше связи логических законов, логический закон единства противоречия подчиняет себе другие — со стороны как содержания, так и формы. Поэтому он является основным законом логического.

Это обстоятельство можно высказать и так: закон есть определенное единство, которое имеет разные глубины — ступени; основные из этих ступеней: 1) тождество, 2) единство различных, 3) единство разной глубины этого различия или противоположности, 4) единство полной конечной односторонности (одной стороны противоречия) и 5) единство противоречия (или единство бесконечности). Именно закон единства противоречия (или самополагания и бесконечности) и есть основной (или наиосновной) закон, которому подчиняются законы всех других единств. Другие законы являются законами односторонностей основного закона, или, сравнительно с ним, являются специфическими. Основной закон логического — логический закон единства противоречия — осуществляется полностью в философских категориях — в их логической связи-единстве.

Логическая связь имеет характер необходимого синтеза. Поэтому ее основной закон должен полностью объяснять природу необходимого логического синтеза. «Законы мышления» не являются таковыми, это законы аналитичности, а не синтеза. Закон, полностью показывающий природу логического синтеза, ясно, должен предусматривать моменты необходимого синтеза; этими моментами являются: тождество, единство, отрицание, противоположность-противоречие, которые были рассмотрены выше. Законом, содержащим такие моменты, является только логический за­кон единства противоположностей или противоречия, который, именно вследствие здесь сказанного, является основным законом логической мысли.

Основной закон логического должен быть специфическим представителем основного закона действительности, его действием в сфере логики (это должно быть так, как это имеет место в логике Аристотеля, где ее основной закон — закон невозможности противоречия — является в логическом специфически представленной формой основного закона «Первой философии»). Это обеспечивает объективность логического, помимо которой логика была бы беспредметной и поэтому лишней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: