Необходимость безусловно-логического для условного умозаключения

 

Как было отмечено только-что, для непосредственности необходима опосредствованность; иными словами это означает, что для условного необходимо безусловное. Слово «условное» здесь означает конечное, а не психологическую условность, как релятивность. Поэтому необходимость безусловного для условного есть необходимость бесконечного для конечного.

С точки зрения содержательного общего, конечное есть одностороннее; полное одностороннее есть полное содержательное частное, что как мы уже знаем, равняется одной стороне противоречия. Поэтому сущест­вует только два частных, которые имеют одно общее. Это общее есть единство, которое необходимо для этих двух частных, так же каки наобо­рот — для двух полных частных необходимо единство, — именно их единство. Для частных необходимо общее, поскольку частные, взятые вне общего, сами составляют общее; все частные уже есть общее, т.е. в таких условиях частные переходят в свое противоречие, этим они общее делают необходимым для них. Если частное, как одностороннее, есть условное, то общее, необходимое для двух полных частных, будет безусловным. Поэтому для условного необходимо безусловное: для противоречия необходимо именно единство противоречия.

Если мы условное возьмем вне безусловного, то само условное выступит в роли безусловного; этим получим ошибку, отдельно взятую отрицательную диалектику, которая с необходимостью требует безусловного. Указанная ошибка требует преодоления; переход в противоречащее, который был сейчас отмечен, полагает необходимость противоречащего и поэтому требует единства.

Условность выражается так: «если-то». «Если-то» — форма, которая подразумевает и содержательность; «если есть А, то есть В» подразумевает и требует и того, что такое А; это значит, как это впервые указал Фихте, что условное полагание требует самополагания, как подчиняющего его. Форма «если-то» делается содержательной, когда мы вносим в нее то, что такое А; это уже есть безусловное; самополагание есть безусловное, которое необходимо для условного.

То, что такое А, нельзя исключить вообще из логического (а из условно-логического оно исключается), так как в отношении всего, и в частности, в отношении «если-то», можно поставить вопрос о том, «что такое это?» и ответ на этот вопрос есть его определение, которое входит в логическую связь (вопреки мнению многих логиков).

Если мы имеем положительное синтетическое суждение, то для него, как мы уже знаем, необходимо суждение, выражающее его внутреннее отрицание, поэтому необходимо единство этих двух частных — двух полных конечных (противоречащих друг другу конечных), которое само уже не будет конечным; единство двух полных конечных, или единство полностью исчерпанных условных, есть уже не конечное и условное, а безусловное.

Смысл суждения заключается, в утверждении-отрицании, каждое из которых конечно; смысл суждения оправдывается единством утверждения и отрицания, которое есть уже умозаключение, а именно полная опосредствованная связь, на основании которой оправдывается всякая логическая непосредственность. Умозаключение, взятое вообще, есть опосредствованная связь (которая не равна выводимости; выводимость тоже есть опосредствованная связь, но не наоборот). Поэтому, надо сказать, что суждение, как условное одностороннее (как и вообще непосредственность, как одностороннее) требует опосредствованности — опосредствования, односторонностью чего оно и является. Определенная опосредствованная связь, именно такая, в которой условное исчерпано, будет безусловно логическим, которое, как было отмечено, необходимо для условного.

Единичное и общее противоположны друг другу, поэтому правильно, что «единичное не есть общее», но правильно, как мы знаем, и то, что общую мысль суждения выражает «единичное есть общее». «Единичное есть общее», но «единичное не есть общее». Необходимо их единство, которое односторонне выражается так: «единичное есть общее». Каждое из них есть полное одностороннее, условное, а их единство является безус­ловным.

Аналитические и вообще конечные умозаключения суть умозаключения односторонние; они имеют энтимемный характер, поэтому необходимо единство их противоположности, т.е. необходима безусловность диалектико-логического. Переход от условных умозаключений к безусловно логическим связям, как умозаключениям, осуществляется посредством связей категорий; этот переход делается понятным посредством связей категорий, как умозаключений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: