Восьмисторонность логической связи

 

Как было сказано, осново-следственное отношение обратимо; основание определяет следствие, но и следствие определяет основание; следствие есть следствие именно основания; здесь имеет место взаимоопределение (объяснение-разрешение чего даст понятие бесконечного умозаключения, которое будет рассмотрено впоследствии). Если противоположные или противоречащие понятия или суждения находятся в таких отношениях друг к другу, то это отношение будет содержать восемь основных сторон-моментов; т.е. такое осново-следственное отношение будет восьмисторонним. Здесь главное два момента: 1) противоречие и 2) обратимость осново-следственного отношения. Оба эти момента в формальной и математической логиках считаются невозможными, как будто противоречивость и обратимость осново-следственного отношения всегда невозможны.

Возьмем для примера отношение частного и общего как отношение осново-следственное. Оно восьмисторонне: 1) если частное, то и общее (или поскольку есть частное, постольку есть и общее); 2) если общее, то и частное (поскольку есть общее, постольку есть и частное); 3) если не частное, то и не общее; 4) если не общее, то и не частное; 5) если частное, то не общее (если есть частное, то есть частное, а не общее); 6) если общее, то не частное; 7) если не частное, то общее и 8) если не общее, то частное.

Для формальной логики приемлемы последние четыре суждения, поскольку здесь имеет место тождество, аналитическое отношение; первые же четыре суждения неприемлемы, поскольку в них противоположные понятия и суждения берутся в виде осново-следственного отношения. Неприемлема для нее и обратимость, имеющаяся в вышерассмотренном примере (который, вместе с тем, является и образцовым). Формальная логика не примет восемь модусов этого осново-следственного отношения, поскольку она признает только два модуса условного умозаключения. Также чуждо ей отношение категорий, которые она не рассматривает и, более того, исключает из логической сферы. Одним словом, в указанной восьмисторонности много чего неприемлемо для формальной логики, неприемлемо, поскольку она не может их рассматривать; в диалектической же логике эта восьмисторонность оправдывается; восьмистороннее отношение основания-следствия, просто необходимо, если имеет место отношение противоположностей, отношение сторон единства противоположностей.

В таком же отношении находятся конечное и бесконечное, относительное и абсолютное и другие категории и высказывающие их суждения, находящиеся во взаимосвязи единства противоположностей. То же можно сказать и об отношении производства и потребления, о меновой и потребительной стоимости товара и т.д. Такое отношение основания-следствия ясно видно в отношениях категорий и высказывающих их суждений, в отношениях же некатегориальных понятий оно видно менее ясно, а может быть даже вовсе незаметным.

Охарактеризованная выше восьмисторонность есть восьмисторонность одной и той же логической связи как осново-следственного отношения, каждую сторону которой следует рассматривать как именно одну сторону — односторонность: ее не следует представлять отдельно, абсолютно, в противном случае мы впали бы в ошибку. Одностороннее и относительное не должно быть представлено как целое и абсолютное. Было бы ошибкой считать одностороннее неодносторонним, релятивное нерелятив­ным.

Из вышеприведенных восьми сторон первая — «если частное, то общее» — и пятая — «если частное, то не общее» — как-будто несовместимы друг с другом, но в действительности они не упраздняют (хотя и отрицают), а восполняют друг друга до целостности, именно, до целостности суждения. Как было сказано, смысл копулы состоит в том, что частное есть частное, но также и нечастное-общее. Частное есть частное, а не общее, но частное есть общее, т.е. суждение: «частное есть общее»; как было сказано, содержит и противоположность частного и общего. Эти две стороны должны быть представлены двумя суждениями, если представить их определенно, логически оформленными. Таким же образом можно выяснить и содержание других сторон восьмисторонности и их отношения,     

Вышерассмотренная восьмисторонность, которую мы представили посредством условных суждений, может быть выражена и в виде категорических суждений: 1) частное есть общее, поэтому и в этом смысле 2) частное не есть частное, 3) общее есть частное, поэтому 4) общее не есть общее, 5) частное не есть общее, 6) общее не есть частное, 7) частное есть частное, 8) общее есть общее. Это восемь сторон единства единичного и общего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: