Бесконечное умозаключение есть круг

Если отрицается отрицание чего-то конечного, то мы получим то, что отрицалось вначале. Отрицание отрицания красного цвета есть красный цвет, его восстановление. Это — упразднение отрицания и восстановление отрицаемого, что является повторением, тавтологическим кругом. Но отрицание не должно и не может упраздняться, поскольку это «упразднение» само есть отрицание. Это значит, что необходимо сохранение-отрицания; а отрицание, со своей стороны, снимает тавтологичность круга и полагает своеобразный круг, по выражению К. Маркса «кругооборот». Такой своеобразный круг характерен и необходим для бесконечного умозаключения; утверждение нечто его же отрицанием есть круг, но такой, когда отрицание не упраздняется, а остается необходимым моментом, — восстанавливается первое отринутое, но уже как утвержденное отрицанием; в самом же утверждении объединяются положительность и отрицательность, поскольку утверждение совершается отрицанием. Взаимоотрицание и взаимоутверждение утверждения и отрицания, как двух моментов, есть круг, объясняющим основанием которого — его внутренним основанием — является момент бесконечности; целое же есть бесконечное. Круг содержит внутреннее отрицание; это есть единство утверждения и отрицания.

Процесс определения понятия есть круг, поскольку этот процесс начинается понятием и кончается им же; начало определения понятия есть начало понятия, окончание этого определения есть завершение полагания понятия, завершение понятия. Суждение тоже есть относительный круг, поскольку оно есть законченная мысль (незаконченная мысль не рассматривается в логике), в противном случае суждение не будет определенной формой мысли.

Каждый относительно независимо существующий предмет, предмет, который имеет свою сущность — а иначе предмет невозможен, — представляет определенный круг; то, что преодолевает внутреннее отрицание, выдерживает и сохраняет его, не может не быть относительно независимым и не может не представлять определенного круга. Этот круг означает относительную завершенность, относительную полноту. Самоутверждение, самооснование, самоследствие не могут не иметь природу круга (самопричина, самодвижение, развитие мысли не может не содержать определенного круга и кругов)[170]. Таково все, что имеет относительную независимость. Относительно независимая полнота всегда есть круг. Абсолютно независимое является еще более определенным кругом; вся действительность есть круг, поскольку действительность есть основание самой себя и следствие самой себя; действительность есть круг как самооснование, а не как нечто завершенное — находящееся вне развития (как это было у Гегеля, когда он завершил развитие и получил законченное абсолютное). Саморазвитие есть круг. Этот круг означает не законченность и прекращение развития, а только определенность природы развития: 1) То, чем является развитие, не может не быть полным; развитие бесконечно, но то, что есть развитие, является полным, завершенным. Сущность развития и понятие развития не могут не быть завершенными (когда мы понимаем развитие так, как оно есть, тогда мы имеем его понятие). 2) Основной закон развития не может не быть завершенным, совершенно определенным. 3) Внутренний источник бесконечного развития является полным, завершенным в себе, в противном случае такое развитие было бы невозможным.

Бесконечность вообще есть круг. Кругообразна не «дурная» — отрицательная, — а подлинная, «истинная», положительная бесконечность. Ф. Энгельс писал, что «закон о смене форм движения является бесконечным, замыкающимся в себе»[171]. Эта замкнутость в себе есть полнота — положительная определенность, определенная завершенность (вещи или мысли), определенная целостность.

Бесконечное умозаключение есть круг, поскольку оно есть рефлексивное самоутверждение. Кругообразны и категории логического, поскольку их отрицание применяет их же.

Утверждение нечто его же отрицанием, несмотря на круг, есть развитие (как это было выяснено выше), поскольку утвержденное логически выше, чем то же самое, но еще только отрицаемое: конец выше, чем начало. Законченное определение, ясно, выше, чем начало определения понятия; целиком суждение — выше, чем субъект суждения. В бесконечном умозаключении отрицаемое есть одностороннее, а само умозаключение есть целое, которое содержит отрицаемое, отрицание и утверждение; оно есть логическое снятие-сохранение, восстановление снятого в доказанной форме. В бесконечном умозаключении, как было сказано, отрицание есть некоторый прерыв, но оно, вместе с тем, есть и отрицание, утверждающее и осуществляющее беспрерывность. Утверждение и отрицание составляют целостность, которая, разумеется, представляет круг. «Охватывающий момент» и создает и снимает круг — он объясняет его (с точки зрения К. Маркса, производство определяет и то, как определяют его определяемые им его же моменты)[172]. Чистый конечный круг есть тавтологичность, невозможность, ошибка. Смысл ему придает внутреннее отрицание, которое упраздняет тавтологичность. и в утверждении отрицанием осуществляется бесконечность. Поэтому настоящий круг содержит «охватывающий момент». Круг имеет смысл и оправдание в бесконечности, а в конечном он является ошибкой. Кругообразность бесконечности означает ее полноту, рефлексивность.

Такой круг не означает отрыва. Рассмотренные выше «кругообороты» в «Капитале» К. Маркса — «Т-Д-Т», «Д-Т-Д» и др. кругообразны, но переходят друг в друга, не оторваны друг от друга.

Общность, закон есть круг. С точки зрения Ф. Энгельса, «форма всеобщности есть форма внутренней завершенности, и тем самым бесконечности»[173]. Если общность не завершена, она не есть общность: если закон не завершен, он не есть закон. Как было сказано, закон бесконечного развития сам есть и должен быть завершенным, в противном случае, он не существовал бы. Закон развития, не имеющего конца, является полным; именно в этом полном и схвачена бесконечность, которая объясняется на основании полного закона. Здесь имеется единство конечного к бесконечного. Бесконечное есть единство конечных, единство конечного и нескончаемого. Развитие спирально и нескончаемо, но его закон является завершенным. В этом смысле закон есть круг. Такова и общность, поскольку общее есть то, что высказывается обо многих элементах и это общее для многих является одним и определенным, имеет полную природу, все равно бесчисленно это многое или нет.

Бесконечное умозаключение есть определенная содержательная общность, общность, логической связи, единство, которое не может не быть законченным, определенным кругом. Правило этого умозаключения не может не быть полным. Таково не только бесконечное умозаключение, но и любое другое, так как умозаключение не может не быть законченным, как, например, Barbara, поскольку оно есть законченная мысль. Но только, как мы знаем, положительность, которая характерна для Barbara, должна быть выполнена отрицанием; это «восполнение» осуществляется во взаимосвязи категорий, а в конечном счете — в бесконечном умозаключении. Поэтому правило этого последнего придает смысл всем умозаключениям и обязательно для них;

То обстоятельство, что кругообразность бесконечного умозаключения не исключает связи с другим (об этом свидетельствует, например, связь «кругооборотов» в «Капитале»), выяснится в последующем — в теории доказательства; здесь же мы должны отметить только следующее. Бесконечное умозаключение, как отрицанием нечто его же утверждение, подчиняет себе всякое утверждение и отрицание, и в этом смысле, связывается с ними. Оно есть начало — сущность доказательства вообще, как это подробно будет выяснено в последующем. Бесконечное умозаключение содержит в себе все то, что содержит логическое. Суждение, конечное умозаключение и понятие, как мы уже знаем, являются его односторонностями. Бесконечное умозаключение само есть доказательство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: