Бесконечное умозаключение есть и должно быть положительным

 

Бесконечное есть отрицательное выражение, которое в прямом смысле означает «неоконченное», нескончаемое, то, что не имеет конца, именно то конечное, которое не кончается. Это есть противоречие, отрицательность. Неполное есть конечное, не имеющее конца — отрицательное бесконечное, которое заранее подразумевает положительное бесконечное, как полное. Если мы имеем понятие бесконечного, то ясно, что бесконечность полностью (в этом смысле, конечным образом) представлена в ее понятии (здесь имеется диалектическое единство конечного и бесконечного, их положительное единство).

Сущность бесконечного процесса есть определенный закон — единство противоположностей, в котором полностью (в этом смысле, конечным образом) представлена бесконечность.

Конечное, не имеющее конца, представляет противоречие; а единство противоречий есть положительная бесконечность. Поэтому бесконечное умозаключение должно быть положительной связью.

Положительность бесконечного логического выражается в том, что: а) противоречащие переходят друг в друга (отрицательная диалектика); б) они утверждают необходимость друг друга; в) требуют друг друга для собственного существования; г) находятся в неразрывном единстве, не существуют друг без друга; д) утверждают — обосновывают друг друга; е) содержат тождественное; ж) создают единство. Это вообще так, тем более логически — согласно понятию; логическое полностью выражает реальное; оно есть его отражение.

Противоположности — утверждение и отрицание — друг друга: 1) отрицают, 2) утверждают отрицательно, 3)обосновывают положительно, 4) этим, утверждают их корень — единство. (Закон тоже содержит отрицание: 1) он есть необходимая синтетическая положительная связь, содержащая отрицание, 2) он есть закон явлений, закон того, что не есть закон). Бесконечное логическое, бесконечное умозаключение есть положительное логическое, содержащее внутреннее отрицание.

Конечное и бесконечное соотносительны так, что бесконечное есть охватывающее. Поэтому суждение — утверждение или отрицание — относительно в бесконечном умозаключении (и не только в бесконечном умозаключении; суждение, как односторонность, всегда относительно). Полное логическое — бесконечное умозаключение — есть безусловное, абсолютно-логическое; оно есть единство двух полных конечных — утверждения и отрицания. Бесконечное умозаключение есть возведенное до категориальности положительное единство противоположных суждений. Положительное суждение, возведенное до категориальности, есть полагание, а такое отрицательное суждение есть отрицание. Суждение есть конечное логическое, полное умозаключение есть бесконечное логическое. Суждение условно, а умозаключение — безусловно. Старая формальная логика есть логика суждения, а диалектическая логика есть логика полного умозаключения; она изучает каждую сторону логического, т.е. снимает и сохраняет формальную логику (теорию умозаключения, именно синтетического умозаключения, не смогли создать Кант, неокантианцы, Гуссерль, математическая логика, они боятся «метафизики», бесконечности). Математическая логика не изучает ни понятия, ни суждения и ни умозаключения; она изучает математические схемы и их моделирование; для нее логика, как учение о формах мысли, есть только одна из моделей. Схема математической логики не имеет природы общности и модель тоже не есть частное. Схема математической логики, как внешняя, касается всего, что достаточно для математики, но чуждо логике.

 

Бесконечное логическое есть и должно быть общим

Бесконечное умозаключение, как единство конечного и бесконечного, как единство противоречий — двух полных частных, — имеет природу общности. Оно есть полное содержательное общее. В этой общности, как в определенном единстве, действуют: 1) отрицание, которое создает конечное — суждение; 2) преодоление-сохранение этого отрицания в единстве. Этим уже создается полная опосредствованная связь. Взаимоотрицание-утверждение, или противоречие на основании единства, имеет, разумеется, природу общности. Общность единства противоречий есть наиконкретная общность. Она есть единство двух полных частных — противоположных суждений (утверждения и отрицания) — и представляет собой полное содержательное общее (неполное содержательное общее есть каждое синтетическое единство, как единство различных, единство, содержащее различие).

Общность есть внутренняя завершенность, бесконечность[174]. Как было сказано, форма этой общности есть закон[175]. Следовательно, общность закона, правила противоречия, есть общность бесконечного логического. Это — общность категориальной связи.

Единство суждения полностью представлено во взаимосвязи категорий («частное есть общее»). Поэтому общность единства таких противоположных суждений есть общность бесконечного умозаключения. Эта общность есть общность единства двух полных частных, сведение которой к суждению — «частное есть общее» — создает неадекватность логического, взятого в виде суждения; адекватна логическому общность бесконечного умозаключения, общность бесконечного логического.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: