Как было отмечено выше, логическое должно быть только объективным, несубъективным; но не в смысле независимого от мысли объективного существования предмета и не в смысле схемы. Логическое есть объективное в мысли, т.е. то, что не зависит от мысли, но существует только в мысли. Такова, как мы знаем, объективная истина; объективность логического есть объективность истины. Объективность, как независимость от мысли, т.е. такая определенность мысли, которая зависит от предмета, одна и та же как для истины, так для логического, поскольку диалектика вещей создает диалектику мысли[191]. Поэтому, вследствие этой объективности, логика, диалектика и теория познания есть одно и то же. Диалектическая действительность создает диалектическое мышление. Сама мысль диалектична и с той стороны, что она содержит то, что независимо от нее.
Логическое или объективно, или его нет. Отрицание логического невозможно, поскольку это отрицание само представляет собой логическую операцию, логическую форму и средство. Поскольку такое отрицание имеет логический характер, постольку оно само полагает логическое.
|
|
Логическое не может не быть объективным, поскольку, как мы знаем, нельзя «освободить» мысль от объективности предмета. Предмет для мысли необходим. Если мы отрицаем предмет и признаем только мысль, то мысль сама выполняет роль предмета. Мысль есть мысль о предмете, а мысль не может не быть мыслью. Символ не может заменить мысль, поскольку мысль можно «заменить» только мыслью.
Объективность мысли, логического невозможна, если бытие и мысль не имеют общих объединяющих их законов. Такие законы существуют; наиобщие законы бытия и мысли «по существу идентичны»[192]; «законы мышления отражают формы действительного существования предметов, совершенно сходствуют, а не различествуют, с этими формами»[193]. Здесь, понятно, идет речь только о наиобщих законах бытия и мысли, о законах диалектики. Основной закон движения-развития действительности есть закон единства противоположностей, который является основным и в логическом движении-развитии мысли; это положение было рассмотрено выше, здесь оно приводится для доказательства тождества диалектики логики и теории познания. Это тождество необходимо в аспекте понятия логически-объективного.
Объективность логического доказывается и тем, что признание той или иной формы логического зависит от признания или непризнания вещи в себе. Это делает очевидным пример «антиномий» Канта. Кант пытался разрешить антиномии отрицанием мира как вещи в себе. Если мир существует в себе, тогда в разуме противоречие не разрешится; если мир не есть вещь в себе, тогда мы можем избегнуть противоречия, хотя своеобразная необходимость вещи все-таки оставляет необходимость противоречия. Это значит, что вещь определяет как познавательное, так и логическое. Именно существование вещи и ее природа определяют как отрицательную, так и положительную диалектику мысли; а диалектика представляет собой высшую форму мышления; диалектическое мышление есть высшая форма мышления[194].
|
|
Объективность логического доказывается и тем, что различие сущности и явления вызывает различие логических форм мысли. Если мы будем иметь в виду только формальные — внешние — определения вещи, т.е. такие, которые «являются самыми обыкновенными, или те, которые чаще всего попадают в поле зрения», то получим формальную логику; но если мы пойдем дальше и примем во внимание существенное «опосредствование», тогда мы переходим в диалектическую логику, которая идет дальше, чем формальная логика[195]. Следовательно, вещь определяет логическое.
Логическое можно представить по-разному, смотря по тому, на какую сторону мысли обращаем мы внимание. Если логика имеет в виду только «внешние», «поверхностные» определения своего предмета и не обращает внимание на внутреннюю — существенную сторону этих определенностей, т.е. на их внутренние переходы — движение и развитие. — тогда она есть формальная логика, которая только перечисляет формы мысли и рассматривает их в координации рядом друг с другом. Но если логика не ограничивается этим и рассматривает формы суждения и умозаключения в их внутренней связи, в развитии, в субординации, тогда мы имеем дело с диалектической логикой[196]. И здесь вещь определяет логическое. И с этой стороны доказывается объективность логического. Необходимость объективности логического вытекает и из того, что невозможно логическое отрицание существования. Существование необходимо для логического. При попытке отрицания существования существует само это отрицание. Отрицание существования логически устанавливает необходимость существования. Отрицание существования и сведение всего к символам должно все-таки опираться на существование этих символов. Одним словом, при попытке отрицания существования необходимо признавать существование этого отрицания и его результата. Необходимость существования для логического доказывает объективность этого последнего.
Самым полным и достоверным доказательством объективности логического является то, что было сказано выше о различии, основанном на логических категориях конечного и бесконечного, о том различии, которое возникает в логическом и в логике, как в науке. Как мы уже знаем, категория конечного определяет особенность формально-логического и науку о нем — формальную логику. Категория бесконечного (бесконечное, содержащее конечное) определяет диалектико-логическое, наука о котором называется диалектической логикой. Конечное логическое, как было сказано, есть условно-логическое; а бесконечное логическое есть безусловное-логическое самоутверждения. Какэто будет выяснено ниже, оправдание доказательства возможно только на основе принципа самоутверждения. Если мы примем во внимание все сказанное выше о различии конечного и бесконечного логического, станет ясным, что предмет определяет логическое, что логическое объективно; а согласно понятию логически-объективного, диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.
Как было отмечено и выше, невозможно логически более объективное, чем то объективное, которое осуществляется в невозможности отрицания нечто и отрицанием нечто в его же утверждении-доказательстве. Поэтому надо сказать, что на основании объективности бесконечного умозаключения устанавливается тождество диалектики, логики и теории познания.