Логически-объективное

Как было отмечено выше, логическое должно быть только объективным, несубъективным; но не в смысле независимого от мысли объективного существования предмета и не в смысле схемы. Логическое есть объективное в мысли, т.е. то, что не зависит от мысли, но существует только в мысли. Такова, как мы знаем, объективная истина; объективность логического есть объективность истины. Объективность, как независимость от мысли, т.е. такая определенность мысли, которая зависит от предмета, одна и та же как для истины, так для логического, поскольку диалектика вещей создает диалектику мысли[191]. Поэтому, вследствие этой объективности, логика, диалектика и теория познания есть одно и то же. Диалектическая действительность создает диалектическое мышление. Сама мысль диалектична и с той стороны, что она содержит то, что независимо от нее.

Логическое или объективно, или его нет. Отрицание логического невозможно, поскольку это отрицание само представляет собой логическую операцию, логическую форму и средство. Поскольку такое отрицание имеет логический характер, постольку оно само полагает логическое.

Логическое не может не быть объективным, поскольку, как мы знаем, нельзя «освободить» мысль от объективности предмета. Предмет для мысли необходим. Если мы отрицаем предмет и признаем только мысль, то мысль сама выполняет роль предмета. Мысль есть мысль о предмете, а мысль не может не быть мыслью. Символ не может заменить мысль, поскольку мысль можно «заменить» только мыслью.

Объективность мысли, логического невозможна, если бытие и мысль не имеют общих объединяющих их законов. Такие законы существуют; наиобщие законы бытия и мысли «по существу идентичны»[192]; «законы мышления отражают формы действительного существования предметов, совершенно сходствуют, а не различествуют, с этими формами»[193]. Здесь, понятно, идет речь только о наиобщих законах бытия и мысли, о законах диалектики. Основной закон движения-развития действительности есть закон единства противоположностей, который является основным и в логическом движении-развитии мысли; это положение было рассмотрено выше, здесь оно приводится для доказательства тождества диалектики логики и теории познания. Это тождество необходимо в аспекте понятия логически-объективного.

Объективность логического доказывается и тем, что признание той или иной формы логического зависит от признания или непризнания вещи в себе. Это делает очевидным пример «антиномий» Канта. Кант пытался разрешить антиномии отрицанием мира как вещи в себе. Если мир существует в себе, тогда в разуме противоречие не разрешится; если мир не есть вещь в себе, тогда мы можем избегнуть противоречия, хотя своеобразная необходимость вещи все-таки оставляет необходимость противоречия. Это значит, что вещь определяет как познавательное, так и логическое. Именно существование вещи и ее природа определяют как отрицательную, так и положительную диалектику мысли; а диалектика представляет собой высшую форму мышления; диалектическое мышление есть высшая форма мышления[194].

Объективность логического доказывается и тем, что различие сущности и явления вызывает различие логических форм мысли. Если мы будем иметь в виду только формальные — внешние — определения вещи, т.е. такие, которые «являются самыми обыкновенными, или те, которые чаще всего попадают в поле зрения», то получим формальную логику; но если мы пойдем дальше и примем во внимание существенное «опосредствование», тогда мы переходим в диалектическую логику, которая идет дальше, чем формальная логика[195]. Следовательно, вещь определяет логическое.

Логическое можно представить по-разному, смотря по тому, на какую сторону мысли обращаем мы внимание. Если логика имеет в виду только «внешние», «поверхностные» определения своего предмета и не обращает внимание на внутреннюю — существенную сторону этих определенностей, т.е. на их внутренние переходы — движение и развитие. — тогда она есть формальная логика, которая только перечисляет формы мысли и рассматривает их в координации рядом друг с другом. Но если логика не ограничивается этим и рассматривает формы суждения и умозаключения в их внутренней связи, в развитии, в субординации, тогда мы имеем дело с диалектической логикой[196]. И здесь вещь определяет логическое. И с этой стороны доказывается объективность логического. Необходимость объективности логического вытекает и из того, что невозможно логическое отрицание существования. Существование необходимо для логического. При попытке отрицания существования существует само это отрицание. Отрицание существования логически устанавливает необходимость существования. Отрицание существования и сведение всего к символам должно все-таки опираться на существование этих символов. Одним словом, при попытке отрицания существования необходимо признавать существование этого отрицания и его результата. Необходимость существования для логического доказывает объективность этого последнего.

Самым полным и достоверным доказательством объективности логического является то, что было сказано выше о различии, основанном на логических категориях конечного и бесконечного, о том различии, которое возникает в логическом и в логике, как в науке. Как мы уже знаем, категория конечного определяет особенность формально-логического и науку о нем — формальную логику. Категория бесконечного (бесконечное, содержащее конечное) определяет диалектико-логическое, наука о котором называется диалектической логикой. Конечное логическое, как было сказано, есть условно-логическое; а бесконечное логическое есть безусловное-логическое самоутверждения. Какэто будет выяснено ниже, оправдание доказательства возможно только на основе принципа самоутверждения. Если мы примем во внимание все сказанное выше о различии конечного и бесконечного логического, станет ясным, что предмет определяет логическое, что логическое объективно; а согласно понятию логически-объективного, диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Как было отмечено и выше, невозможно логически более объективное, чем то объективное, которое осуществляется в невозможности отрицания нечто и отрицанием нечто в его же утверждении-доказательстве. Поэтому надо сказать, что на основании объективности бесконечного умозаключения устанавливается тождество диалектики, логики и теории познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: