Логическое как отражение исторически-реального

Если логическое объективно, то оно есть отражение. Отражением чего оно является? Ясно, это отражение реальной действительности, находящейся в движении-развитии, осуществляемое на основе практической деятельности человека. Отражение действительности есть ее познание, осуществляемое в истории. Поэтому логическое должно быть отражением исторически-реального. Этот вопрос, именно, логическое, как отражение развития, истории и как развитие, будет подробно рассмотрен в последующем. Здесь нас этот вопрос интересует как довод за то, что если логическое есть отражение исторически-реального, тогда, ясно, диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Как известно (мы это рассмотрим в последующем), К. Маркс в введении к своему труду «К критике политической экономии» и Ф. Энгельс в рецензии на эту работу доказали, что логическое есть отражение исторического[197]; логическое есть историческое познание, взятое в его общих чертах. Это подчеркивается и В. И. Лениным[198]. Более того, В. И. Ленин говорит, что история мысли по существу совпадает с законами мышления[199]. Логическое, понятое таким образом, В. И. Ленин применяет для определения логики вообще; согласно В. И. Ленину, логика есть учение не о внешних формах мышления, а о результатах истории познания всей действительности[200].

Диалектическая логика не есть учение только о внешних формах мысли; ее предметом являются результаты истории познания всей действительности, «узловые пункты» этой истории — понятия, категории. Логика изучает эти категории в их взаимосвязи, именно в логической связи. Логическое есть логическое взаимосвязи узловых пунктов и результатов истории познания. Поэтому логика есть, вместе с тем, и теория познания. История и теория познания, взятая в его сущности, есть логика.

Логическая субординация категорий, как узловых пунктов истории познания, есть логическое развитие; его то и изучает логика, именно, диалектическая логика. Логическая связь категорий, как понятий, является существенной в познании, в истории и теории познания, поскольку здесь одновременно имеется отражение-познание, логическое и история-развитие логического, поэтому диалектика, логика и теория познания представляют одну и ту же науку.

Согласно К. Марксу, Ф. Энгельсу и В. И. Ленину, логическое есть историческое познания в его общности. Проблема аподиктичности логического разрешается и должна разрешаться на основании именно так понятого логического. Логическое есть не только отражение исторического, но и само есть история, как «логическое развитие»(Ф. (Ф. Энгельс). Логическое развитие, как это мы выясним в последующем, есть доказательство. Доказательство, как логическое развитие, представляет собой отражение исторического. Поэтому аподиктичность доказательства, его объективность доказаны.

Сущность всякого движения-развития, в частности, истории познания и логического развития, есть единство противоположностей (согласно материалистической диалектике). В этой сущности, ясно, совпадают друг с другом диалектика, логика и теория познания. В единстве противоположностей совпадают друг с другом диалектическое, познавательное и логическое, поэтому диалектика, логика и теория познания одно и то же. Тождество предмета отождествляет и науки о нем.

Логическое есть отражение исторического. Логическое, отражающее историческое, представляет, вместе с тем, и истину. Логическое есть и познавательное на основании реально-исторического; они оба представляют развитие, т.е. оба являются диалектическими. Следовательно: 1) диалектическое, логическое и познавательное есть одно и то же, поэтому 2) диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: